УАЗ - 300. Сегодня это название мало кому и о чем скажет, но эта машина чуть было не задала облик первого уазовского пикапа, известного в наши дни как «головастик» УАЗ-3303. И он, возможно, был бы машиной с капотной компоновкой.
Необходимость в пикапе грузоподъемностью около тонны возникла в СССР еще в середине 1930-х, но все изыскания на эту тему перечеркнуло начало войны. Вернулись к подобным разработкам уже в середине 1940-х.
О создании нового грузовика на Ульяновском автозаводе заговорили в 1946-м, который на тот момент, по сути, простаивал из-за выхода из строя дизельной электростанции, обеспечивавшей завод электроэнергией. Машина стране требовалась срочно, но на Ульяновском заводе не было ни опыта в проектировании подобной техники, ни подходящего станочного парка для технических экспериментов.
УАЗ-300 создавался с использованием уже имеющихся серийных агрегатов, мотор взяли от ГАЗ-М20, четырёхцилиндровый бензиновый, мощностью 50 л.с.
Коробку передач тоже сделали на Горьковском автозаводе, передач было 4, шестерни прямозубого зацепления, без синхронизаторов, а задний мост был с полуосями разгруженного типа, как на серьёзных грузовиках.
Первый опытный образец ульяновского пикапа был готов в 1949 году. Результаты испытаний показали ряд серьёзных проблем у машины - малая мощность мотора, ужасная развесовка, при которой на не груженой машине, на заднюю ось с односкатной ошиновкой приходилось 65% веса, коробка передач с прямозубыми шестернями была признана заведомо устаревшей конструкцией.
Вокруг машины разгорелись бурные дискуссии. С одной стороны пикп нужен был, как говориться, уже вчера, с другой, выпускать его в том виде, в котором он получился, значило заведомо обречь машину на провал.
По технической части ульяновцам помогали конструкторы ГАЗа, а вот дизайн - разработка специалистов из Ульяновска.
Вероятно, вдохновлялись они американским пикапом Studebaker, есть сходства в дизайне кабины.
Второй прототип сделали уже с учётом работы над ошибками. Установили двигатель с бОльшим крутящим моментом, от ГАЗ-ММ, грузовика, который попутно пытались выпускать на УАЗе. Машина стала мощнее, в целом результаты испытаний были удовлетворительны, хоть и осталась проблема, с развесовкой.
Тогда помогавший ульяновцам специалист с ЗИСа, Борис Фиттерман, озвучил идею расположить кабину над двигателем. Только такой вариант мог улучшить ситуацию, и, забегая в будущее, первый серийный ульяновский грузовичок таким и получился.
Что до УАЗ-300, то работы над ним были свернуты. В начале 1950-х годов завод временно перепрофилировали на изготовление оборонной продукции.
Так и остались первые ульяновские машины в количестве всего двух опытных экземпляров, со временем и они были утрачены
.