Троллейбус МТБ-82, ни много ни мало, представляет собой целую эпоху наших городов, ведь в 1950-х и начале 1960-х эти машины фактически были единственными на троллейбусных маршрутах в крупных советских городах.
Производство этого высокопольного троллейбуса началось в 1946 году на Тушинском авиазаводе (№82) в Подмосковье. Отсюда, собственно, и название - МТБ, Московский троллейбус и номер завода, а проектирование велось еще с 1944 года.
При разработке МТБ-82 руководствовались как имевшимися своими наработками, накопленными при создании Ярославских троллейбусов, так и американскими решениями. Во внешности угадываются сразу две машины - советский ЗИС-154 и американский автобус General Motors TDH-3610, послуживший источником стилистических решений.
Традиционный окрас кузова был двухцветным, нижняя часть светло-синего цвета, верхняя белая или желтая. После капремонтов вагоны могли иметь уже другую раскраску. Кстати, люди старшего поколения наверняка помнят песню Окуджавы «Полночный троллейбус», так вот, МТБ-82 и есть тот самый, синий, последний, случайный, куда следовало запрыгивать в минуты отчаянья.
Несмотря на визуальную схожесть МТБ-82 и ЗИС-154, первое что бросается в глаза - передняя ось. У троллейбуса она сильно вынесена вперед, а у автобуса перед ней еще и передняя дверь расположена. Насколько мне известно, переносом оси конструкторы пытались облегчить труд водителю троллейбуса, ведь гидроусилитель руля отсутствовал, и крутить руль было той еще задачей, особенно для прекрасной половины.
Все пространство над передней осью занимала просторная кабина водителя, внутри которой зимой было довольно холодно. Вообще, надо сказать, проектировщики троллейбуса сделали простую в обслуживании и ремонте машину с большим запасом прочности, ну а удобство рабочего места водителя и комфорт для пассажиров, по всей видимости, были где-то в конце списка задач и до них просто не дошли.
Тесные двери и отсутствие накопительных площадок делали неудобным поездку пассажирам с багажом, проход по салону затруднен сиденьями, близко расположенными друг к другу, низкие окна, промерзающие зимой, затрудняли обзор улицы, высокий пол и низкая крыша доставляли неудобств стоящим пассажирам высокого роста.
Но хуже всего было водителю. Ему приходилось следить за тем, что бы не перегревались пусковые сопротивления, то есть, постоянно орудовать педалью-контроллером, что бы избегать перегрев и перегорание пусковых сопротивлений. Особенно утомительной эта задача была при разгоне, когда через сопротивления проходил значительный ток. Насколько я помню, только 11 позиция ходовой педали позволяла двигаться неограниченное время. Напряжение управляющих цепей на педали по нынешним меркам довольно высокое - около 100 вольт. Впрочем, там даже лампочки освещения салона рассчитаны на 110 вольт.
Помимо этого приходилось постоянно перебрасывать токоприемники при раздвоении линии, троллейбус «не понимал» автоматических стрелок.
Двигатель мощностью 80 кВт расположен под полом, примерно посредине. Это коллекторный электромотор, одна из обмоток возбуждения подключалась последовательно с обмоткой ротора, а вторая - параллельно.
МТБ-82 был первым советским троллейбусом с цельнометаллическим кузовом, причем в обшивке широко применялся алюминий.
Производство МТБ-82 было прекращено в 1960 году. Машины, не подлежащие ремонту, либо списывались, либо, кое-где силами ремонтных участков троллейбусных парков переделывались в прицепы различной длины.
К середине 1970-х большая часть этих машин была списана, причем запас прочности позволял их эксплуатировать и дальне, но техника была слишком уж морально устаревшей на фоне новых машин Урицкого завода и массово завозившихся в СССР чешских «Шкод».
До наших дней уцелело несколько МТБ-82, которые были найдены уже в полуразложившемся виде и отреставрированы, а так же несколько штук увековечены на постаментах, один из них точно знаю, есть в Минске.