ЗИЛ-111. Советский лимузин для партийной элиты

Feb 22, 2019 14:45







В середине 1950 -х годов  в Москве всерьёз занялись обновлением автопарка для высшего руководства  страны. Имевшиеся на тот моменты автомобили ЗИС-110 были уже сильно  устаревшими, как технически, так и своей старомодной внешностью,  требовалась совершенно новое решение.

Надо сказать, что  кое-какие наработки у основного производителя советских элитных  лимузинов, завода ЗИЛ уже имелись. Как раз в области дизайна. Валентин  Ростков создал своей проект преемника 110-й модели. Технически, в основу  перспективной модели лёг всё тот же ЗИС-110, но внешность была уже  совершенной другой, до середины 1950-х вполне современной и актуальной.

«Москва», именно так  назывался концепт нового лимузина. На заводе создали ходовой образец (по  некоторым данным два экземпляра) и даже продемонстрировали на ВДНХ в  1956 году.



Проект Росткова не был  единственным, помимо него рассматривали еще несколько вариантов, среди  которых была разработка «газовского» дизайнера Льва Еремеева,  работавшего над внешним видом «Волги» ГАЗ-21 и представительского  седана, который должен был прийти на смену «ЗИМу» - ГАЗ-13 «Чайка».



Еремеев ориентировался  на новейшие тенденции главного законодателя автомобильной моды - США,  где в 1956 году Packard представляет  обновлённый Caribbean и   Patrician. Публика в восторге от нового дизайна, естественно это не  осталось незамеченным и среди высокопоставленных  советских ценителей  американских авто.



Впрочем, сходства у  ЗИЛ-111 и Packard Patrician есть лишь по части оформления передка и  кормы, а сам силуэт напоминает скорее Chrysler Crown Imperial limousine.   Даже «жабры» на заднем крыле похожи.



В итоге, победил проект  Еремеева, как более современный и прогрессивный. Этим, кстати,  объясняется такое сходство между ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 «Чайка». Обе появились  в 1959 году, их порой даже путают, хотя различия между ними заметны.

ЗИЛ



ЧАЙКА



ЗИЛ-111 получил  совершенно новый мотор, V-образный, восьмицилиндровый карбюраторный  объемом без малого 6 литров. Мощность мотора составляла 200 л/с.  Карбюратор четырёхкамерный.

Именно этот двигатель, после некоторых доработок,  впоследствии будет ставиться  на грузовики «Урал» и автобусы ЛИАЗ, а его дефорсированную версию - на ЗИЛ-130.  Расход топлива у лимузина был сравним с грузовиками, только в отличие  от них, представительский седан кушал исключительно высокооктановый,  дефицитный бензин.



Коробка передач была  автоматической, двухскоростной, с кнопочным селектором режима работы.  Технически она схожа с крайслеровской коробкой «PowerFlite».   Примечательно, что «атф-ка» в СССР не выпускалась, и попытки её  производства, к сожалению, успехом не увенчались. Для коробок  представительских автомобилей масло закупалось в Европе, а от  производства  «Волг»  с автоматической трансмиссией и вовсе отказались,  не в последнюю очередь из-за проблем с маслом.

Рулевое управление было с  гидроусилителем. Тормозная система - двухконтурная, с вакуумным  усилителем и барабанными тормозами на всех колёсах, спереди было по 2  цилиндра, сзади по одному.



Салон был роскошный, и  оснащенный по высшему, на то время, классу. Вскоре после начала  производства лимузина, появилась его модификация ЗИЛ-111А, оснащенная  кондиционером. Агрегат был нашей разработки.



Между передними  сиденьями и салоном высокопоставленных пассажиров была стеклянная  перегородка с электроприводом, а так же складные сиденья - страпонтены.

В 1961 году ЗИЛ-111  проходит рестайлинг, в результате чего меняется внешний вид. Решетка  радиатора и бамперы стали более современными спереди появились сдвоенные  фары, впервые на советском авто, сзади фонари-«плавники», выходившие из  моды, уступили место круглым, изменились молдинги, кондиционер стал  штатным оборудованием на всех зиловских лимузинах.





Выпускалась машина до  1967 года. Всего было построено 112 экземпляров, в том числе парадных  версий со складным мягким верхом. Это один из самых малочисленных  советских автомобилей, для сравнения, ЗИС-110 было собрано чуть больше 2  тыс. экземпляров, некоторые из них в Москве даже в такси работали, то есть москвич мог иногда покататься в салонах, аналогичных тем, которыми пользовалась партийная элита.

Эксклюзивность 111-й  модели исключала любую возможность проехаться в этой машине для  советского человека, причем, это касалось не только рабочих и служащих,  но и разных «заслуженных лиц» из регионов.

ЗИЛ-111, лимузин

Previous post Next post
Up