Некоторое время назад на рынке подержанных авто в Беларуси появился любопытный экземпляр. С виду это ВАЗ-2105, обычная «пятерка жигулей», но одного взгляда в салон достаточно для сильного удивления - коробка передач у машины автоматическая, виден её селектор, ну и педали соответственно две.
На данный момент машина уже продана, но остался краткий рассказ бывшего владельца о ней. По словам Андрея, машина приехала из Голландии в 1991 году, её перегнал в Беларусь дальнобойщик . В своё время продукция АвтоВАЗа экспортировалась в Европу, это были так называемые экспортные модификации, отличавшиеся от обычных улучшенной отделкой салона, хорошим качеством комплектующих и сборки.
Автоматические коробки передач на «Жигули» с завода не устанавливались. Но на некоторые машины их устанавливал автодилер из Голландии. Какая именно АКПП стоит на автомобиле, который был у Андрея сказать сложно, единственное что ясно из его слов - агрегат состыкован с двигателем напрямую, без переходной плиты, что несколько проясняет ситуацию.
Обратите внимание на то, где расположена ручка открывания «бардачка». Слева, а не по середине, это говорит о том, что автомобиль из ранних партий, начала 80-х годов.
АКПП трёхступенчатая, двигатель обычный, ВАЗ-2105 с ременным приводом ГРМ. Оптимальная скорость по трассе, со слов владельца, 80-85 км/час. Как и на обычной «механике». Но основное преимущество «автомата» чувствуется конечно в городе, управлять машиной по словам Андрея, было удобно, сетовал он лишь на отсутствие гидроусилителя руля.
Судя по всему, эта ВАЗ-2105 с АКПП в Беларуси не единственная. Жители Минска вспоминают, что в начале 2000-х в городе один из таксистов, ездивший на «пятерке» синего цвета, хвастался всем, что его «классика» с автоматической коробкой. Судьба той машины не известна. Как минимум один экземпляр замечен был и в России, в Смоленской области.
Сколько именно было установлено АКПП дилерами на
пятую модель - точно не известно, но она была не единственной вазовской машиной, на которую устанавливали такую трансмиссию.
ВАЗ-2103 тоже была с «автоматом».
По всей видимости, речь идет об одном и том же агрегате 3L30 от General Motors, коробка эта устанавливалась на множество европейских авто, некоторые японские машины, а так же на Chevrolet Chevette и даже Jaguar XJ12.
Около сотни таких коробок установил в своё время дилерский центр в Голландии на ВАЗ-2103. Именно она стыкуется с двигателем ВАЗ без переходной плиты.
Поскольку данный агрегат сам по себе распространен на рынке автозапчастей, снятых со старых машин, их владельцы иногда ставят на свои «жигули» своими силами. Несколько лет назад на Украине продавался
ВАЗ 2101 с АКПП, но на «копейки» ни завод, ни европейские дилеры «автомат» точно не ставили.