Интересно, помнит ли еще кто-то эти чешские фургончики синего цвета с белой крышей, и такими выштамповками над прямоугольными фарами, похожими, будто, на брови?
В конце 80-х и начале 90-х фургонов марки «Авиа» семейства А-20 и А-21 довольно много бегало по нашим дорогам, но вскоре они исчезли, и недавно я увидел одну из таких машин, впервые лет, наверное, за 10. Даже удивился.
Avia - чешская автомобильная марка, но корни у А-20 французские. По сути, это лицензионная копия французского Saviem SG2. Они и дизайном очень похожи, только грузоподъемность у француза была на пол тонны меньше.
Saviem SG2
Аvia A-20
Пока не истёк срок лицензии, чехи не могли вносить серьёзных изменений в конструкцию, и самое главное - экспортировать свои Avia в другие страны, но с её окончанием в 1977 году всё изменилось.
В ходе модернизации фургона увеличилась его грузоподъемность на 350-450 килограмм, увеличили объем и мощность дизельного двигателя. Мотор - атмосферная рядная четверка жидкостного охлаждения, объем 3.6 л., мощность около 80 л.с.
Силовой агрегат расположен под кабиной, причем в задней её части, что делало саму кабину более удобной, чем у Ераза или «буханки» УАЗа, а вот доступ к мотору был не очень удобный. Впрочем, частого внимания к себе двигатель и не требовал.
У кузова была интересная особенность - пластиковая крыша грузового отсека, которая пропускала достаточно света, что бы хватало для разгрузки/погрузки без включения освещения.
Из интересных моментов - наружная дверная ручка располагалась странным образом - поперек двери. Такое решение досталось от французского предшественника.
Большая часть экспортных поставок Avia шла в СССР, где они удачно заполнили пустующую нишу между малотоннажными Еразами,
польскими «Жуками» и среднетоннажными фургонами на базе
ГАЗ-53. В Союз поставлялись в основном цельнометаллические и изотермические модификации, а так же бортовые двухтонные грузовички на базе Avia А20. Пользовались спросом чешские фургоны и в Венгрии, Польше, в Египте и еще в ряде стран, в том числе и в Африке.
Сколько суммарно было поставлено в СССР чешских автомобилей Avia, сказать сейчас сложно. По разным данным - от 40 тыс. до 55 тыс. штук.