ЗИЛ-157. Легендарный покоритель бездорожья

Feb 05, 2019 10:28







Без этой машины  автомобильная эпоха нашей страны была бы совсем другой, и я не ошибусь,  если скажу - не полной. «Колун», одно из самых распространенных его  названий, был создан не для дорог, он был для направлений, он ездил там,  где дорог нет до сих пор, там, где их не будет никогда в силу того, что  они там просто не нужны. От раскалённых песков Средней Азии до вечной  мерзлоты Крайнего Севера - везде эта машина проезжала уверенно, по  песку, болоту, заснеженной целине.



Производство этих  грузовиков началось в 1958 году. Машина представляла собой глубокую  модернизацию ЗИЛ (ЗИС) 151,  грузовика с тремя ведущими мостами. На «сто  пятьдесят первый» у эксплуатационщиков была масса нареканий. Плохая  проходимость, перегрев двигателя, частые поломки трансмиссии, а зимой  давала о себе знать еще и кабина без отопителя.

Отсутствие «печки» в  американских военных грузовиках, максимально упрощенной (в американском  понимании) конструкции, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу вполне  объяснимо, но вот почему её не предусмотрели проектировщики ЗИЛ-151, с  самого детства не понаслышке знавшие о суровости русской зимы, вот это  действительно не понятно.



Проведя масштабную  работу над ошибками, ЗИЛ представил в 1955 году свой новый грузовик,  который стал одной из самых удачных моделей завода. Серийное  производство начинается в 1958 году, и осенью этого же года машина  получает Гран-при на выставке в Брюсселе.

Автомобиль имеет три  ведущих моста с односкатными колёсами. Двигатель остался таким же, как и  на 151-м, карбюраторный рядный, шестицилиндровый, но его мощность  выроста до 109 л.с. Конечно, слабоват мотор для такой машины, но  благодаря односкатной ошиновке на всех мостах, все колёса шли по одной  колее, в отличие от предшественника, это снижало нагрузку на мотор.  Система охлаждения была улучшена, изменения коснулись и системы смазки -  насос стал более производительный.



Мотор хоть и не мог похвастаться большой мощностью, но был тяговит, и на бездорожье прощал ошибки выбора передачи.



Коробка передач  механическая, пять скоростей, есть двухступенчатая раздатка. К каждому  из мостов идет свой карданный вал. Такое техническое решение дает машине  большую живучесть, и снижает нагрузку на карданы, которых было аж 5  штук.



Подвеска - рессорная,  сзади балансирная, спереди устанавливали амортизаторы новой конструкции,  повысившие комфорт находившихся в кабине водителя и пассажиров.  Изменения коснулись и рулевого управления, но, к сожалению, один из  основных недостатков предшественника исправлен не был. ЗИЛ-157 был без  гидроусилителя руля. Бывалые водители знали, что на бездорожье  обхватывать большими пальцами «баранку» было опасно, ведь связь с  колёсами была прямая, и в случае резкого рывка руля, была опасность  травмировать пальцы.



Самой главной  модернизацией грузовика стало внедрение системы регулировки давления в  шинах. Насколько мне известно, в мировом автомобилестроении такое  решение впервые (в серийном производстве) было применено именно на этой  русской технике.



Поначалу воздух  подводился внешними трубопроводами к ступицам, но испытания показали  ненадёжность такой конструкции, и вскоре подачу воздуха к колёсам  изменили, воздухопроводы шли с внутренней стороны, а давление в шинах  водитель мог регулировать прямо из кабины, краниками, отвечавшими за  каждое из колёс.



На приборной панели есть  манометр, показывавший текущее давление в шинах, на его шкале для  удобства нанесены обозначения - «снег», «песок», «болото». Давление в  шинах можно было подбирать согласно этих дорожных условий, а в случае  повреждения колеса - увеличить подачу воздуха в него, или же полностью  перекрыть, если случай был совсем безнадёжный.

Система хоть и  потребовала от промышленности новых покрышек, но давала машине  феноменальную живучесть, которую особенно ценили военные.



Считать этот грузовик  сугубо военным транспортом - большая ошибка. Большое их количество  работало на стройках линий электропередач, нефте и газопроводов,  прокладки железных дорог, лесозаготовках, в геологоразведке она была  незаменима.



«Карьера Димы Горина»,  есть такой советский фильм, главным механическим героем которого стал  «колун», на котором работал водитель Сафрон,  роль которого играл  Владимир Высоцкий.  Дело происходит в тайге, сквозь которую идет  прокладка линий электропередач, и незаменимость ЗИЛ-157 там хорошо  показана.  Усадить машину можно было, только зацепившись рамой за  серьёзное препятствие.



Большое количество  всяких инструкций в кабине нетипично для наших авто, зато  распространенная тема в американских грузовиках 1940-х и 50-х годов, к  которым ЗИЛ-157 уходит своими корнями. Одним из народных прозвищ  «колуна» был «Трумэн». Возможно оно связано с фамилией 33-го  президента  США, как бы намекая на истоки, но можно перефразировать и по- другому:   a true man, что при дословном переводе - правдивый мужчина. Именно  таким и является 157-й, простой, честный работяга.





ЗИЛ-157 настоящий  грузовик - долгожитель. Его производство, стартовавшее в 1958 году,  полностью завершилось лишь в 1994 - м. С 1978 года машину собирали на  филиале ЗиЛа в Новоуральске.



За время производства  было выпущено без малого 800 тыс. экземпляров грузовика различных  модификаций. Кое где, в глубинке, они до сих пор используются, но  большая часть уже стала историей, в основном из-за огромного по  сегодняшним меркам расхода бензина - около 40 литров на 100 км, поэтому  ездят на них сейчас редко, и только тогда, когда это действительно  необходимо.

Возможно, вам так же будет интересно почитать про ЗИЛ 150   и его заокеанского собрата  International Harvester.

ЗИЛ-157, ЗИЛ, ЗИЛ-150

Previous post Next post
Up