История создания первого в СССР спортивного автомобиля (первого именно в условиях завода) переплетена, что интересно, с очень прогрессивным на тот момент американским автомобилем
Cord 812 , о котором я недавно писал, и как ни странно, с авиацией.
Знаменитый лётчик, Герой Советского Союза Михаил Громов, после беспосадочного перелёта Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто, установивший два мировых авиационных рекорда дальности полёта, получил в подарок от США автомобиль Cord 812. На этом автомобиле он участвовал в соревнованиях в 1938 года, где достиг скорости в 141,565 км/ч, близкой на тот момент к рекорду СССР. Партия решила всерьёз подойти к вопросу создания отечественного гоночного автомобиля, и его разработка впервые была поручена заводскому коллективу конструкторов.
Выбор заводов, способных справиться с такой задачей, на тот момент был невелик, наиболее передовым был ГАЗ, его инженеры, под руководством главного конструктора завода Андрея Александровича Липгарта создали ГАЗ ГЛ-1. Гоночный болид был создан на узлах и агрегатах серийно выпускавшегося
ГАЗ М-1. Двигатель от «эмки» был форсирован, увеличили степень сжатия, установили 2 карбюратора, отполировали изнутри впускной коллектор и переделали выпускной. В результате увеличились обороты двигателя и выросла мощность, с 50 л.с. до 65 л.с. при 3200 об/мин. Большего старый мотор еще фордовской разработки дать не мог.
Впервые официально ГАЗ ГЛ-1 появился на трассе в сентябре 1938 года. Было это под Киевом, на Житомирском шоссе, на 11 Всесоюзных авто-мото-соревнованиях. Тогда водителю- испытателю Аркадию Николаеву удалось выжать из машины 143 км/ч, а позднее, в Москве, он разогнал машину до 147 км/ч.
Следующая версия спорткара появилась в 1940 году и имела уже 6-цилиндровый двигатель объемом в 3.5 литра, мощностью в 100 л. с. при 3600 об/мин. Двигатель так же имел 2 карбюратора. Машина стала на 100 кг. тяжелее, весила 1100 кг, и развивала максимальную скорость 162 км/ч. Километр со нуля она проходила за 35,5 с.
К сожалению, начавшаяся война внесла свои коррективы, всем стало не до автоспорта, оба спорткара были утеряны, предположительно уничтожены во время бомбёжек корпусов ГАЗа.
В 2006 году автомобиль по старым эскизам и фотографиям был воссоздан мастерской Александра Бушуева. Этот автомобиль, красный, на фото.
Все фото взяты из открытых источников.
Не забудьте поставить лайк, подписаться на блог и канал в
Телеграм