ГАЗ ГЛ-1. Первый советский гоночный автомобиль

Apr 26, 2018 22:00







История создания первого  в СССР спортивного автомобиля (первого именно в условиях завода)  переплетена, что интересно, с очень прогрессивным на тот момент  американским автомобилем Cord 812  , о котором я недавно писал, и как ни странно, с авиацией.

Знаменитый лётчик, Герой  Советского Союза Михаил Громов, после беспосадочного перелёта Москва -  Северный полюс - Сан-Джасинто, установивший  два мировых авиационных  рекорда дальности полёта, получил в подарок от США автомобиль Cord 812.  На этом автомобиле он участвовал в соревнованиях в 1938 года, где достиг  скорости в 141,565 км/ч, близкой на тот момент к рекорду СССР. Партия  решила всерьёз подойти к вопросу создания отечественного гоночного  автомобиля, и его разработка впервые была поручена заводскому коллективу  конструкторов.

Выбор заводов, способных  справиться с такой задачей, на тот момент был невелик, наиболее  передовым был ГАЗ, его инженеры, под руководством главного конструктора  завода Андрея Александровича Липгарта создали  ГАЗ ГЛ-1. Гоночный болид  был создан на узлах и агрегатах серийно выпускавшегося ГАЗ М-1.  Двигатель от «эмки» был форсирован, увеличили степень сжатия,  установили 2 карбюратора, отполировали изнутри впускной коллектор и  переделали выпускной. В результате увеличились обороты двигателя и  выросла мощность, с 50 л.с. до 65 л.с. при 3200 об/мин. Большего старый  мотор еще фордовской разработки дать не мог.



Впервые официально ГАЗ   ГЛ-1 появился на трассе в  сентябре 1938 года. Было это под Киевом, на   Житомирском шоссе,  на 11 Всесоюзных авто-мото-соревнованиях. Тогда  водителю- испытателю Аркадию Николаеву удалось выжать из машины 143  км/ч, а позднее, в Москве, он разогнал машину до 147 км/ч.

Следующая версия  спорткара появилась в 1940 году и имела уже 6-цилиндровый двигатель  объемом в 3.5 литра, мощностью в 100 л. с. при 3600 об/мин. Двигатель  так же имел 2 карбюратора. Машина стала на 100 кг. тяжелее, весила 1100  кг, и развивала максимальную скорость 162 км/ч. Километр со нуля она  проходила за 35,5 с.



К сожалению, начавшаяся  война внесла свои коррективы, всем стало не до автоспорта, оба спорткара  были утеряны, предположительно уничтожены во время бомбёжек корпусов  ГАЗа.

В 2006 году автомобиль  по старым эскизам и фотографиям был воссоздан мастерской Александра  Бушуева. Этот автомобиль, красный, на фото.







Все фото взяты из открытых источников.

Не забудьте поставить лайк,  подписаться на блог и канал в Телеграм

ГЛ-1, олдтаймер, ГАЗ, автоспорт

Previous post Next post
Up