Из Минска в Монте-Карло на "Москвичах" и "Волгах"

Nov 21, 2018 09:36


В 1964 году из Минска на  пяти машинах выехали пять советских раллийных экипажей.  Конечной  точкой их маршрута была столица княжества Монако, Монте-Карло, куда  предстоял сложный путь через несколько стран Западной Европы, предстояло  преодолеть Альпы. Все пять экипажей дошли до финиша, хоть первых мест и  не заняли, и увезли домой золотые медали, врученные им в присутствии  принцессы Монако Грейс Келли и принца Альберта.





Согласно регламенту,  принимать участие в ралли могли лишь серийные автомобили без серьёзных  доработок. То есть, форсирование двигателей, снижение массы, изменения в  трансмиссии и системах управления не допускались. Единственное, что  сделали в СССР, готовя машины к этому сложнейшему ралли - использовали  при сборке отборные комплектующие.

Две «Волги» ГАЗ -21 третьей серии  были подготовлены на Горьковском автозаводе, одна  была подготовлена институтом НАМИ, два «Москвича» 403 модели  были подготовлены на МЗМА. Еще было несколько «техничек», оной из  которых, еще не доезжая до места старта, пришлось заменить раллийный  Москвич-403.



По условиям  соревнований, экипажи из разных стран стартовали с разных точек Европы,  равноудалённых от Монте-Карло. Для советских и британских экипажей  точкой старта был Минск. В Минск ехали своим ходом, и с одной из  раллийных машин, Москвичом, произошла серьёзная авария. Находившийся за  рулём Юрий Брянский совершил неосторожный обгон, из-за чего произошло  лобовое столкновение. Лишь счастливый случай спас Брянского и  находившегося  в паре с ним механика Александра Терехина, оба остались  живы. Раллийная машина была утеряна, её и заменила «техничка»  аналогичной модели, которая успешно дошла до финиша. Это в 80-х качество  продукции АЗЛК стало никаким, а в 60-х на «Москвичах» и в кругосветку  смело можно было отправляться, прихватив, правда с собой кое какие  детали.



Больше всего проблем  возникало с механизмом переключения передач. Множество соединений от  подрулевого рычага выбора скоростей до самой коробки было откровенно  слабым звеном, особенно у «Москвича». Порой, приходилось экипажам этот  узел ремонтировать прямо на обочинах европейских дорог, используя взятые  про запас запчасти. В остальном машины серьёзно не подводили.

Вообще, участие  советских машин в Ралли Монте-Карло 1964 года можно было смело назвать  промо акцией, говоря сегодняшним языком. Организацией участия советских  экипажей в этом ралли занималось внешнеторговое предприятие  «Автоэкспорт», занимавшееся экспортом советских машин в страны Западной  Европы. Самое престижное европейское ралли -  зрелищное мероприятие во  всем мире, где же еще так эффектно можно было представить западной  публике советские легковушки в действии?  Представление прошло на  высоте, справились и люди и машины.



«Москвичам» и «Волгам»  пришлось конкурировать практически со всеми новинками европейского  автопрома,, такими как  Volvo Amazon, SAAB 96, Mercedes-Benz, FIAT,  Simca, Renault, легендарным британским Mini Cooper, и многими другими.  Тем не менее, из 299 стартовавших экипажей до финиша дошло чуть больше  половины - 163, из пяти стартовавших советских экипажей финишировали все  пять.  Условия при этом были явно не в пользу советской команды.  Европейцам трасса была знакома, а для наших гонщиков она  была  совершенно новой, таившей в себе ряд сложностей, одной из самых  серьёзных был штурм Альп.



Зимнюю резину, о  существовании которой в мире,  наши автолюбители знали лишь из журнала  «За Рулём», экипажи покупали уже в Европе. В то время как европейские  гонщики, переобувшись, оставляли комплекты старой резины, стараясь  экономить каждый грамм веса, порой даже выбрасывали часть собственной  одежды, советские экипажи взяли свои старые покрышки с собой. Возможно,  не доверяли полностью зимним шинам, а возможно по каким-то другим  причинам. Да и помимо этих покрышек, машины были под завязку гружеными  инструментом, запчастями, канистрами с бензином.



Неточности в легенде  порой сильно отнимали драгоценное время, «Москвичам» не хватало мощности  для штурма Альп и затяжных подъемов, ехали медленно, «Волгам»  мощности  хватало, но они были недостаточно маневренны на узких европейских  дорогах, в городах и на крутых поворотах «шпильках» Монако и тем не  менее, все экипажи дошли до финиша, проезжая мимо шикарных отелей,  казино и парусников, покоряя Монте-Карло.



В перечень  дополнительного оборудования, без которого экипажи не допускались к  участию, помимо штурманского оборудования, дополнительного света, в том  числе поворотного прожектора, которым управлял штурман, входили и ремни  безопасности. Согласно советским стандартам, обязательным оборудованием в  те времена они еще не являлись, впрочем, и у европейцев тогда  большинство машин, особенно бюджетного сегмента, не были оборудованы  ремнями.

В 60-х наш автопром был  на равных с европейским в бюджетном сегменте, и качество машин было на  должном уровне.  Ныне он навёрстывает упущенное, правда, АЗЛК уже нет,  да и "Волга" стала доброй историей.

Москвич 403, ГАЗ, Волга, автоспорт

Previous post Next post
Up