Cord 810/812. Автомобиль, опередивший своё время

Apr 25, 2018 15:00







В 1935 году на  автосалоне в Нью-Йорке один стенд привлёк к себе множество посетителей.  Наверное столько, сколько бы привлекла к себе приземлившаяся там  инопланетная летающая «тарелка» с «марсианами», и неспроста, автомобиль  выставленный на показ бросал вызов своему времени как в техническом  плане, так и дизайном. Подумать только, несущий кузов с интегрированным   передним подрамником, передний привод, 4-х скоростная коробка передач,  управляемая маленьким переключателем - «флажком» на рулевой колонке, еще  не автоматическая, но и классической механикой её назвать было нельзя,  ваккумный усилитель тормозов, «слепые» фары, спрятанные в выключенном  положении в нишах колёсных арок, скрытые петли дверей, радио в  стандартной комплектации и тахометр на панели приборов, двухрежимные  стеклоочистители.



Всё это не вызывало бы  удивления в автомобиле 70-х годов, но в США в 1935 году это всё казалось  немыслимым. Кое-где лишь на американских машинах высшего класса стала  появляться независимая передняя подвеска, которая опять-таки была на  Корде, ну и V-образный 8 цилиндровый двигатель не был чем-то  удивительным для состоятельных американцев. Вот только установлен он был  необычно, двигатель находился позади коробки передач, и сам двигатель  на Корде тоже был новый, 4,7-литровый Lycoming V8 (механическим  нагнетателем Schwitzer-Cummins двигатель комплектовался с 1937 года).

Дизайн автомобиля…  сложно подобрать слова, что бы описать насколько он был прекрасен.  Автомобиль заслуженно вошел в десятку самых красивых автомобилей 20-го  века.



Автомобиль появился в  результате сотрудничества молодого, подающего надежды конструктора  Гордона Миллера Бьюрика и главы компании Cord Эррета Лобана Корда.  Задание, которое дал Корд Бьюрику и заключалось в том, что бы  разработать Cord 810. Задание было чрезвычайно сложным, но Бьюрик принял  его как вызов, как возможность доказать всем и в том числе себе, что  способен осилить эту сверхзадачу.

Многое в дизайне  автомобиля тяготеет к авиации тех лет. Общий стремительный облик авто,  переходящие плавно панели кузова, делающие вид кузова единым целым,  передние крылья, панель приборов, выполненная в авиационном стиле тех  лет, и это неудивительно - Эррет Лобан Корд был увлеченным авиатором,  сам был пилотом, создал авиакомпанию «American Airlines».



В 1934 году компания «E.L. Cord» приобрела «American Airways» и переименовала её в «American Airlines».

Машина была эффектна  настолько, что еще до начала производства получила от клиентов предзаказ  на 7639 экземпляров. И с этого момента начались сложности. Расчет  стоимости производства был с ошибками, изготовление автомобиля выходило в  большую сумму, чем изначально планировалось, инновационный кузов  требовал непредвиденных финансовых вливаний. В общем, ожидаемых к  Рождеству 1935 года автомобилей заказчики так и не получили.  К выставке  была подготовлена лишь скромная партия в 100 машин.







Фары имели механический, ручной привод, каждая фара - свой, отдельный

Фары имели механический, ручной привод, каждая фара - свой, отдельный

К весне 1936 года всё  таки удается запустить производство Cord 810, но появляется ряд новых  проблем - «детских болезней» сырой на тот момент конструкции. Постоянно  ломались слабые и сложные на тот момент приводы колёс - ШРУСы, двигатель  перегревался так, что трескались алюминиевые головки блока, коробка  передач с электрическим переключением скоростей оказалась слишком  «задумчивой» и иногда самопроизвольно переходила в нейтраль. Видя такое  положение дел, многие клиенты стали отзывать предзаказ.  Cord 810 стоил  $2195, что было немало по тем временам, хотя американские люксовые авто  того времени стоили и дороже.





Двигатель, перед которым расположена 4-х скоростная коробка передач

Двигатель, перед которым расположена 4-х скоростная коробка передач



Для спасения автомобиля  Эррет Лобан Корд продаёт часть своей бизнес-империи за $4 млн, с машиной  проводится масштабная работа над ошибками, результатом которой  становится появление Cord 812 в 1937 году. Автомобили, оснащенные  двигателем с механическим компрессором наддува отличались визуально - по  выходившим из боковин капота трубам. Динамические характеристики  впечатляли, двигатель с наддувом, мощностью от 170 до 190 л.с., разгонял  автомобиль до сотни за 13 секунд, выводя тем самым Cord 812 в список  самых быстрых американских автомобилей того времени, а максимальная  скорость достигала 180 км/ч.



К сожалению, это не  спасло Cord, официально компания обанкротилась в 1941 году, в 1937 году  Корд продаёт  автомобильную компанию Далласу Уинслоу.  Уинслоу  пытается  создать Cord 814, но дальше 1 прототипа дело не идет.  Имеющиеся  готовые кузова  и право на выпуск 812 модели покупает компания  Hupmobile. Дизайн несколько видоизменяется, в худшую на мой взгляд  сторону, «спящие» фары сменяются на обычные, капот и решетка радиатора  приобретают другой вид, передний привад сменяется на задний.  Получившаяся странная машина выпускается в количестве около 2000  экземпляров, особо не продаётся, и Hupmobile постигает участь Cord -  компания становится банкротом. Про 812-ю модель на некоторое время  забывают.



Седан от Hupmobile утратил уникальный дизайн и ряд технических решений

Седан от Hupmobile утратил уникальный дизайн и ряд технических решений

В 1954 году права на  марку Cord у Далласа Уинслоу покупает Гленн Прей. В 1964году Прей   обращается к помощи инженера Гордона Бьюрига, спроектировавшего 810-ю  модель, и на свет появляется немного уменьшенная и видоизмененная модель  Cord 812, с кузовом из модного в то время стеклопластика двигателем от  Шевроле и передней подвеской от Ситроен. Автомобиль вновь  переднеприводный, но затея особого успеха не имела, за 3 года удалось  продать менее 100 машин.



Череда предыдущих неудач  с Cord 810/812 не пугают авиамагната Уильяма П. Лира и Ховарда  Уильямса, которые покупают в 1967 - м году права на Cord, и выпускают  стилизованные под 812 -ю модель автомобили, основав компанию Sports  Automobile Manufacturing Company (SAMCO). Техническая начинка была от  автомобилей  Chevrolet, Chrysler и Ford ,  дизайн машины вновь был  переработан, общая стилистика, впрочем, была выдержана, но автомобиль  вновь стал заднеприводным.  Успехов эта затея не принесла и и в 1971  году SAMCO прекратила выпуск Cord.



Cord Royale

Cord Royale



Cord Warrior

Cord Warrior

Впоследствии попытка возродить Cord  была предпринята Уильямсом в 1983 году, но тоже без особого успеха…

Конструктор Гордон Миллер Бьюрик за свою работу над Cord 810 был признан одним из лучших автоконструкторов 20-го века.





Этот автомобиль -  доказательство тезиса о том, что имя дизайнера будет жить в веках, а о  маркетологах, создающих современные однотипные кузова - «флаконы для  геля», никто не вспомнит и при их жизни.  Несмотря на столь сложную и не  самую удачную судьбу Cord 810/812 стал автомобилем, больше похожим на  произведение искусства, а его технические характеристики, были  актуальными до конца 20 века.

Все фотографии взяты из открытых источников.

Понравилось? Не забудьте поставить лайк

купе, олдтаймер, cord 810/812, cord, дизайн

Previous post Next post
Up