"Запорожец", который мог. Уникальная машина советского раллиста

Jul 21, 2020 23:00


«Запорожец»  и автоспорт, кажется, вещи взаимоисключающие. Посмотришь на него, ну  какие тут гонки, с мотором то в 40 л.с., склонному к перегреву по поводу  и без. Он - трудяга, рыболов, мог в лес за земляникой и даже, если  владелец был слишком смел и уверен в себе, то и на море в турпоездку  отправиться, но уж точно не раллист. И тем не менее, был один «ушастый»,  который смог. Правда, с некоторыми переделками.





Речь  идет о машине четырёхкратного чемпиона СССР, которую раллист Александр  Лось практически заново сделал, причем, по большей части, своими руками.

Работу  над своей машиной гонщик начал в 1983 году, к проекту подошел всерьёз и  основательно. Была доработана подвеска, сзади даже появились рессоры,  насколько я понял. Силовой агрегат остался штатный, но его компонентов  сделали из титана. Это уменьшило вес, и повысило надёжность машины в  сложных для неё условиях работы.



Титан  много где применен в этой машине. Из него сделан тормозные механизмы и  детали подвески, и даже каркас специально сконструированного гоночного  сиденья здесь тоже титановый. Всё делалось ради уменьшения веса, благо  титано - магниевый завод был под боком, как и завод по производству  авиамоторов, на котором этот прочный металл могли обработать.



Разумеется,  с машины сняли всё «лишнее», что только можно было снять. Результатом  стало снижение массы на 260 килограмм, даже с учётом обязательного  каркаса безопасности. Для «Запорожца» - шикарный результат.



Машина достойно отъездила сезон в чемпионате СССР по ралли, хоть тягаться с более мощными спортивными «Ладами» ей было тяжело.

Оригинальный  «титановый запорожец» Александра Лося до наших дней не сохранился, но в  Днепре, в техническом музее «Машины Времени» есть его реплика.  Конструктор консультировал мастеров, воссоздававших эту машину.



Кстати,  работы тогда велись по большей части на чистом энтузиазме и за свои  деньги. По воспоминаниям гонщика, когда он стал четырёхкратным чемпионом  СССР, то получил приз в 140 рублей. Бывали подарки и скромнее -  спальный мешок, бинокль.



Если  бы не энтузиазм и фанатичная вера этих людей в любимое дело, то о  существовании автоспорта в Союзе, и вспомнить было бы нечего. Oldtimer

ЗАЗ-968

Previous post Next post
Up