«Запорожец» и автоспорт, кажется, вещи взаимоисключающие. Посмотришь на него, ну какие тут гонки, с мотором то в 40 л.с., склонному к перегреву по поводу и без. Он - трудяга, рыболов, мог в лес за земляникой и даже, если владелец был слишком смел и уверен в себе, то и на море в турпоездку отправиться, но уж точно не раллист. И тем не менее, был один «ушастый», который смог. Правда, с некоторыми переделками.
Речь идет о машине четырёхкратного чемпиона СССР, которую раллист Александр Лось практически заново сделал, причем, по большей части, своими руками.
Работу над своей машиной гонщик начал в 1983 году, к проекту подошел всерьёз и основательно. Была доработана подвеска, сзади даже появились рессоры, насколько я понял. Силовой агрегат остался штатный, но его компонентов сделали из титана. Это уменьшило вес, и повысило надёжность машины в сложных для неё условиях работы.
Титан много где применен в этой машине. Из него сделан тормозные механизмы и детали подвески, и даже каркас специально сконструированного гоночного сиденья здесь тоже титановый. Всё делалось ради уменьшения веса, благо титано - магниевый завод был под боком, как и завод по производству авиамоторов, на котором этот прочный металл могли обработать.
Разумеется, с машины сняли всё «лишнее», что только можно было снять. Результатом стало снижение массы на 260 килограмм, даже с учётом обязательного каркаса безопасности. Для «Запорожца» - шикарный результат.
Машина достойно отъездила сезон в чемпионате СССР по ралли, хоть тягаться с более мощными спортивными «Ладами» ей было тяжело.
Оригинальный «титановый запорожец» Александра Лося до наших дней не сохранился, но в Днепре, в техническом музее «Машины Времени» есть его реплика. Конструктор консультировал мастеров, воссоздававших эту машину.
Кстати, работы тогда велись по большей части на чистом энтузиазме и за свои деньги. По воспоминаниям гонщика, когда он стал четырёхкратным чемпионом СССР, то получил приз в 140 рублей. Бывали подарки и скромнее - спальный мешок, бинокль.
Если бы не энтузиазм и фанатичная вера этих людей в любимое дело, то о существовании автоспорта в Союзе, и вспомнить было бы нечего.
Oldtimer