Сейчас это чудо техники уже не встретишь на дороге, а в 80-х и даже в 90-х они еще трещали во дворах и нВ дорогах городов своим мотоциклетным двигателем, привлекая к себе внимание, да и чего греха таить, множество насмешек, в основном от подростков. Гляди, мол, «инвалидка» поехала.
История этого крохотного советского автомобиля началась в далёких 60-х. Вы сейчас удивитесь, но над внешностью машины работал легендарный советский промышленный дизайнер Эрик Сабо, создававший внешность таких машин как ЗИЛ-130 и знаменитого микроавтобуса «Юность».
Кузов С-3Д сильно отличается своими угловатыми формами и ломанными линиями от признанных шедевров работы Сабо, и на то есть причина.
Изначально эта машина разрабатывалась в качестве простого утилитарного транспорта для сельской местности, где важным критерием была проходимость и максимально возможная ремонтопригодность своими силами, а не сложные линии футуристического дизайна.
Сборочный цех СМЗ
«Инвалидкой» она стала уже позже, когда Серпуховскому заводу надо было обновлять «Моргуновку» С-3А, с небольшой машиной для села дело не задалось, вот и достался этот кузов мотоколяске.
Любопытный факт. Один экземпляр С-3Д каким-то образом попал в США. Мотоколяска выставлена в одном из самых известных автомобильных музеев мира - музее Лейна, её необычная (для США) внешность привлекает интерес посетителей.
В задней части расположен мотоциклетный двигатель от ИЖ-Планеты 3.
Мощность мотора подняли до 14 л.с. снабдили принудительным охлаждением, электрическим стартером и генератором постоянного тока.
Бензобак там же, под капотом над мотором. Двухтактная смесь бензина и масла подается к карбюратору самотёком. Сцепление и коробка передач мотоциклетного типа, КПП четырёхскоростная. Задний ход обеспечивает реверс-редуктор.
Кажется, что там можно разместить еще один такой мотор. Наличие свободного места легко объясняется тем, что изначально на машину планировали ставить двигатель от «Запорожца». В варианте сельского вездехода, конечно же.
Руль крутиться очень легко, там реечное рулевое управление. Тормоза барабанные с гидроприводом на все колёса. Всё управление - ручное.
В салоне всё очень просто и примитивно. Есть, кстати, бензиновый обогреватель. Он расположен впереди, в багажнике, там же и бачок для бензина находится. Печка примерно такая же, как на «Запорожцах».
В свободную продажу С-3Д не поступала, она распределялась социальной службой среди нуждающихся людей с ограниченными физическими возможностями. По истечении определенного срока полагалась замена мотоколяски на аналогичную, новую.
Несмотря на то, что выпуск С-3Д завершился только в 1997 году, в наши дни их уже нет на дорогах, хотя на вторичном рынке эти аппараты в продаже встречаются, причем порой, с очень скромным пробегом.
Oldtimer