Сложно найти в мире место, где бы не слышали об этой машине и хотя бы разок её не видели в живую или на фото. Volkswagen T1 - машина узнаваемая во всём мире, машина которая своим простым добродушным видом не может не вызвать улыбку на лице. Машина, которая ассоциируется со свободой, любовью, счастьем, посиделками с гитарой и винишком всю ночь у костра, беззаботными путешествиями, «диким» отдыхом, известный в общем хиппи-мобиль. Хоть изначально он задумывался как утилитарный коммерческий фургончик. Помимо всего прочего, Volkswagen T1 стал первым серийным микроавтобусом в мире.
Идея создать микроавтобус на базе существовавшего простого и надёжного, хорошо себя зарекомендовавшего Volkswagen Beetle, знаменитого «Жука» пришла голландскому автодилеру Бену Пону, который во время посещения завода в Вольфсбурге увидел моторизованную тележку, работавшую на заводе. Он предложил развить эту идею до выпуска небольших грузовичков на базе легкового автомобиля. Впрочем, Пон в своей идее был не одинок, работавший на заводе Volkswagen Густав Майер, который за непродолжительное время благодаря своим талантам дослужился до должности главного конструктора грузового дивизиона компании видел в идее микроавтобусов и небольших однообъемных фургонов большое будущее. Это была его идея фикс. Разработкой дизайна машины занимался Бен Пон.
За основу первого в мире микроавтобуса инженеры взяли платформу «Жука», от него же четырёхцилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения, мощностью от 35 до 44 л.с. в разные годы выпуска, установленный в корме. Подвеска так же перекочевала от «Жука», тормоза на всех колёсах были барабанными, коробка передач - четырёхступенчатой, с ручным переключением.
Кузов был однообъемным, несущим, он обладал идеальной развесовкой по осям. Грузоподъемность поначалу составляла 860 кг, а после усовершенствования и усиления кузова - 930 килограмм. Несмотря на очень скромную мощность двигателя, микроавтобус даже груженный мог развивать скорость 70-80 км/ч, а пустой- около сотни, расходуя при этом 10-11 литров бензина, впечатляющая экономичность. Такой результат достигнут во многом за счёт аэродинамики - кузов фургончика продували в аэродинамической трубе, впервые в истории автомобильной компании Volkswagen.
Первый фургон серии Т1 был изготовлен 11 марта 1949 года, но серийно фургоны начали сходить с конвейера в начале 1950 года, официально их представляют публике весной 1950 года. Пассажирская версия появляется через год, в 1951 году, называется она «Sambа», имеет в основном двухцветную окраску кузова и быстросъемную брезентовую крышу и заходящие на крышу небольшие окошки, помимо основных окон в боковинах кузова. В качестве опции предлагается радио.
Особой популярностью микроавтобус пользовался в США, стране, жители которой предпочитали внутренний туризм по необъятным просторам своей страны зарубежным поездкам. В США становятся популярны жилые трейлеры. Ориентируясь на американский рынок, компания Westfalia создает на базе Volkswagen T1 небольшой автодом. В его комплектацию входят стол, несколько стульев, кровать, солнцезащитный навес «маркиза», небольшой шкаф и различные рундуки. Выпускался такой кемпер недолго, с 1958 по 1962 год.
Популярность микроавтобусов стремительно росла и завод в Вольфсбурге не справляется с объемом заказов, в 1954 году компания принимает решение строить новый завод в Ганновере. На новом заводе производили грузовички и фургоны, уже в 1956 году началось их производство на новых мощностях. К началу 60-х суммарный объем производства всех модификаций Volkswagen T1 достигает 550 машин в день, а в октябре 1962 года компания Volkswagen выпускает миллионный «Transporter» Т1. Дизайн остается практически неизменным до 1967 года, когда первый «Transporter» в германии сменяет второе поколение.
Но на этом история популярнейшего микроавтобуса не заканчивается. В Бразилии, на местном заводе компании Volkswagen, в городе Сан-Бернарду-ду-Кампу «Transporter» первого поколения выпускался аж до 1975 года. Выпускался он там для местного рынка, на котором пользовался бешенной популярностью и даже в наши дни там ездит еще довольно много этих машинок . Volkswagen Т1 стал настоящим лицом целой эпохи, эпохи микроавтобусов, и наверное всегда он будет ассоциироваться с молодыми беззаботными парнями и девчонками в рваных джинсах, рубашках с яркими принтами, гитарами и океанскими закатами… Ну а сколько людей было зачато в этих машинах, история умалчивает…
Все фото взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.