что там у сябров

Feb 18, 2020 16:49

          Подноготная маленькой победоносной ядерной войны Минска против Москвы

__________________________________________

Опубликовано вт, 18/02/2020 - 09:57 пользователем admin 1







Едва стали забываться детали встречи  Лукашенко и Путина в Сочи, как белорусский президент дал новый повод для  активизации обсуждения темы российско-белорусских отношений.

По его словам,  первый блок белорусской атомной станции российский генподрядчик должен  был ввести в строй еще в 2018 году, второй - в 2019. Так как на данный  момент ни тот, ни другой не работают, значит, Россия свои обязательства  не выполнила, а Минск вправе требовать от нерадивого исполнителя  существенных компенсаций.

Прежде всего, значительного снижения  размера кредитной ставки по предоставленному на строительство  российскому кредиту (например, чтобы как для Вьетнама - где-то около 3%,  а не как сейчас:  на половину суммы - 5,23% и на вторую - 2,63%), а также исполнения ряда  других условий. С намеком, что этот вопрос с Владимиром Путиным в Сочи  также обсуждался и никакого отторжения у него не вызвал. Словом, как  всегда, Россия опять должна.

Формально основания для возмущения у  Минска как бы есть. Ввести БелАЭС в строй «еще в 2018» конечно никто не  обещал, официально датой пуска первого блока с самого начала  планировался 2020 год, но в кулуарах, близких к реализации проекта, действительно появились слухи о возможном сдвиге финальной даты с четвертого квартала текущего года, на первый квартал 2021.

Степень их достоверности и  обоснованности проверке не поддается. Как это всегда бывает на сложных  объектах, где-то что-то по мелочам от графика отстает всегда. Но  насколько критично - вот в чем вопрос. И еще 13 февраля министр  энергетики Белоруссии Виктор Каранкевич официально подтвердил  соблюдение контрактных графиков по физическому и энергетическому пуску  первого энергоблока и интеграции станции в энергосистему РБ в 2020 году.

Таким образом, никакого, тем более серьезного - аж на два года, срыва сроков его ведомство не видит. Более того, весь процесс строительства шел ровно и без сбоев. С единственным мелким инцидентом в мае 2016, во время тестовой примерки корпуса первого энергоблока.

В августе 2019 объект планово инспектировался миссией МАГАТЭ по вопросам эксплуатационной безопасности и получил положительное заключение.  Более того, эксперты отметили ряд чрезвычайно удачных новых решений,  которые они рекомендуют к внедрению в общемировую практику.

Так что же случилось? А ничего. По  крайней мере, с самим объектом и сроками его запуска. Текущая готовность  первого энергоблока составляет 97%, где недостающее касается лишь  мелких отделочных работ вспомогательных помещений. В 2020 должна  состояться финальная комиссия МАГАТЭ, плановые работу по пуску объекта и  его вывода на проектную мощность. Строительство второй очереди также  идет в общем соответствии с графиком.

Другой вопрос, что к настоящему моменту  существенно изменился ряд внешних обстоятельств, вызвавших перемены в  отношении руководства РБ как к самой БелАЭС, так и к сотрудничеству с  Россией в целом.

Проблем ровно три. Первая из них -  деньги. Строящаяся возле города Островец Гродненской области атомная  станция, по смете, стоит 10 млрд долларов, из которых Москва должна была  предоставить кредит на 6 млрд, покрывающих возведение собственно АЭС.

Сопутствующая инфраструктура (железнодорожная ветка, автомобильные дороги, город для персонала  со всеми необходимыми атрибутами вроде детских садов, школ, магазинов,  канализации и очистных сооружений) общей стоимостью в 4 млрд изначально  должна была финансироваться Белоруссией из собственных средств. Но в  последний момент их в бюджете не нашлось, и Минск договорился с Москвой о  расширении кредита до 90% общей сметы. Так, 6 млрд долларов кредита  превратились в 9,5 млрд долларов.

Причем Росатом по-прежнему отвечал  только за АЭС, а окружающую инфраструктуру должны были строить  белорусские подрядчики. Почти все вопросы по отставанию касаются как раз  именно их фронта работ. Причем там накопилась серьезная разница в  цифрах. Минск настаивает на необходимости считать их «по факту», но он  же всячески отказывается эти работы «по итогу» оплачивать. Что и служит  главной причиной хозяйственных споров, ведущих к срыву плановых сроков.

Вторая причина тоже сводится к деньгам.  К настоящему моменту Минск столкнулся с очень для себя негативным  синергетическим эффектом сложения ряда моментов. Российский «налоговый  маневр» лишил Белоруссию примерно 3 млрд долларов доходов от  «перетаможки» российской нефти. Плюс Москва отказалась снижать  экспортную цену на 65 долларов с тонны, на которые очень рассчитывал  Минск. Тем самым доведя размер «убытков» до 4,3 млрд долларов.

С учетом неполученной экономии на газе - Минск хотел 20,2 млрд м3 по 78 долларов за тысячу кубометров, а получил  по 127, общее внезапное падение его доходов в 2020 году достигнет  отметки в 5,28 млрд долларов, при собственном номинальном ВВП всего в 60  млрд долларов. И, судя по реакции главы белорусского государства, денег  там стало не хватать даже на плановые платежи. А источников получения  дополнительных доходов у Минска нет.

Как «ни странно», третьей причиной тоже  оказались деньги. Длительное время Белоруссия довольно успешно  зарабатывала на экспорте электроэнергии на Украину и, в особенности, в  страны Прибалтики. А 2019 год так вообще оказался почти рекордным.  Только за первое его полугодие белорусы продали за рубеж электричества  на 82% от его совокупного экспорта 2018, составившего 1 млрд кВт·ч на сумму в 54,63 млн долларов. Из них 843 млн кВт·ч в Литву.

Появление у Минска дополнительной  генерации сулило хорошие перспективы. А тут вдруг три прибалтийских  соседа 7 февраля 2020 на встрече в Таллине заявили о решении  подписать декларацию о намерении отказаться от закупок в Белоруссии  электроэнергии, генерируемой БелАЭС. На том основании, что по  проложенному кабелю из Швеции электричество в Литву поступает по 3,5  цента за кВт, тогда как Минск его продает по 5,4 цента.

И вообще, мол, Островецкая станция  якобы небезопасна, так как ранее там «имел место инцидент», чудовищно  негативные последствия которого Росатом и местные власти якобы тщательно  скрывают. Да что там говорить, атомная энергетика это, вообще, плохо  для природы. Подготовка к возможной аварии БелАЭС может стоить Литве 1 млрд евро.

При этом за кадром остался факт  тотальной энергодефицитности Прибалтики, ограниченность пропускной  способности «шведского кабеля» и крайняя нестабильность работы всего  канала, оказавшегося годным только для экстренной компенсации больших  провалов обеспечения спроса.

Да и заявление о решении подписать к  официальному отказу от физических закупок не привело тоже. Так по сей  день Прибалтика и не вышла из БРЭЛЛ, хотя обещала это точно сделать еще в  2018 году.

Что все озвученное соседями практически  полностью является политически мотивированной угрозой с подачи США и  Польши, понятно всем. Кроме Минска. Он смотрит на вопрос иначе.  Имея суммарную генерацию в 36−37 млрд кВт*ч в год, получить еще АЭС,  выдающую 18 млрд кВт*ч дополнительно без полной гарантии экспорта  кажется страшным. До прояснения обстановки процесс хочется притормозить.

Заодно использовав его в качестве  громкого медийного повода потребовать от России преференций. Раз не  вышло с нефтью и газом, то хотя бы тут продемонстрировать независимость и  в процессе, глядишь, добиться каких-нибудь скидок.

Формально Минфин РФ предложение Минска, конечно, отверг,  но чем черт не шутит? Тем более в преддверии приближающихся выборов  Александру Лукашенко необходимы политические очки и демонстрация того,  что он еще сильный боец, способный справляться с трудностями. Иначе уж  слишком плохо 2020 год начался для Белоруссии. Сплошной провал за  провалом. Остро необходима хоть какая-нибудь «маленькая победоносная  война».

Александр Запольскис

ИА REGNUM

ПиСи: К  сказанному выше стоит добавить несколько мелких штрихов. Во-первых,  строительство БелАЭС, не смотря на российское финансирование, является  вовсе не российским проектом.

Еще с конца нулевых его активно  проталкивал Минск. Причем сразу в большом формате. Тогда как Москва  аккуратно намекала на чрезмерность хотелки, добавляющей к и без того  избыточной белорусской генерации еще 50%.

Россия предлагала ограничиться не более  чем гигаваттом, на что, в целом на круг, включая сопутствующую  инфраструктуру, было достаточно 4 млрд долларов. 2,5 - 3 на саму АЭС и  еще 1 на все прочее.

Но Минск упрямо желал "сразу все больше" в качестве мощного источника экспортной выручки. И Москва в итоге уступила.

Сначала в росте проекта до 2,4 гигаватт  установленной мощности и, соответственно, в увеличении его стоимости до  9,5 млрд долларов. А потом и в предоставлении не связанного кредита  (когда Росатом собственными силами все строит под ключ), а кредита  живыми деньгами напрямую Минску, к тому же получающему право навязывать  Росатому собственных субподрядчиков.

Ну а все дальнейшее уже изложено в статье.

факты, политика, этносы

Previous post Next post
Up