Как афганцы смотрели советское кино

Dec 31, 2018 15:26


 0



Будучи  2 недели назад в Афганистане, я провёл опрос среди афганцев, получивших  образование в Советском Союзе. Вернувшись домой, они «с культурной  целью» попытались познакомить своих родственников из провинции с  классическими советскими фильмами. Результат, как говорится, полностью  превзошёл все ожидания.

«Гоша - плохой мусульманин»

«Я  приехал к себе в Герат, решил „окультурить» папу и маму, - рассказывает  Мухаммед Юсеф, учившийся в 1984-1990 гг. в Волгограде. - Ну, думаю,  покажу „Москва слезам не верит“: симпатичная ведь мелодрама. „Оскар“  получила. А „предки“ у меня деревенские, в кишлаке родились. Смотрят -  ни одной улыбки, не смеются, оба мрачные. Я забеспокоился: может, плохо  перевожу? Мама спрашивает: „Почему эту собаку Родиона не побили камнями?  Он же соблазнил девушку и бросил с ребёнком. Куда вообще смотрел  шариатский суд?“ Я объясняю, что в Советском Союзе нет шариатских судов.  Тут папа вклинился, поддерживает: „А где отец Кати? Если бы с моей  дочерью так поступили, я бы сам зарезал этого шайтана и плюнул ему в  мёртвые глаза“. Очень осуждали, что Катя до сорока лет замуж не вышла:  „Женщине нужен муж, иначе она не будет праведна в глазах Аллаха“.



Слесаря  Гошу из электрички конкретно не одобрили: „Он плохой мусульманин,  бездумно пьёт алкоголь“. Олег Табаков аналогично вызвал взрыв  возмущения: „Он женат и встречается с другой женщиной!“ „Мама, а разве в  Афганистане подобных вещей нет?“ - „Есть! Однако тут так открыто, на  виду у всех, позор!“ Но нельзя сказать, что кино совсем не понравилось.  Их порадовало, что в 1958 году дружинники не давали парочкам обниматься в  общественном месте: „Это благочестиво, иначе и до греха недалеко“.  Когда Гоша расправился с хулиганами, родители хлопали в ладоши. После  финала фильма они вынесли приговор: „Такую культуру нельзя  пропагандировать, вот Советский Союз в результате и развалился“».

Верещагин стал бы «шахидом»

«Я  обожаю фильм „Белое солнце пустыни“, пересматривал много раз, -  признаётся Нураддин Кемаль, окончивший МГУ в 1992 году. - Недавно в  Кабуле решил устроить общий семейный просмотр: нашёл версию на  таджикском (25% населения Афганистана - таджики, которые говорят на  местном диалекте этого языка: дари - Авт.). Пришли бабушка и дедушка,  другие родственники. Включил, смотрим. Через какое-то время среди  зрителей начинаются настоящие вопли гнева, особенно когда красноармеец  Сухов бандитов пачками расстреливает. Спрашиваю, в чём дело. Они: как  такое можно снимать, шурави запросто „мочит“ толпу правоверных, жестокий  „мясник“.

Всех  разозлил захват гарема Абдуллы, несмотря на то, что Сухов там ни одной  женщины не тронул: родня плевалась и называла красноармейца  „развратником“. Абдулле сочувствовали, кричали ему: „Брат, держись!“  Бабушка запричитала: „Что он сделал плохого? Жил мирно с жёнами, а тут  шурави пришли и всё у него отобрали“. Я удивляюсь: „Бабушка, ты всегда  хорошо отзывалась о шурави!“- „Ты прав, русские сделали много добрых  вещей, но взгляни на мир глазами Абдуллы!“ Женщин гарема осудили:  следовало им, оказывается, зарезать Сухова во сне и не миндальничать.  Кто понравился, так это Петруха и Верещагин. Едва Петруху убили, моя  тётя заплакала, а бабушка её стала утешать: „У него теперь будет всё  хорошо, он воин и попал в рай“. Верещагин же вызвал настоящее  восхищение: „Добрый мужчина и умер хорошо, красиво, у нас бы считался  шахидом, мучеником за веру“. А вот что такое чёрная икра и почему  таможенник уже не мог её есть, мне пришлось объяснять довольно долго».

«Геббельс: „Салам алейкум, Гитлер!“»

О  любви афганцев к советскому кино хорошо помнит директор Российского  центра науки и культуры в Кабуле Вячеслав Некрасов, с 1982 года  работавший советником в Афганистане и переживший 70 (!) длительных  командировок в эту непростую страну. «Мы ездили с группой, крутили  фильмы в провинциальных кишлаках. Сложное было время. Приходит как-то  раз ко мне старик, кланяется: „Амир саиб, а вы у нас сегодня кино будете  показывать?“ Я отвечаю: „Кажется, именно из вашего кишлака по нам  стреляли“. - „Нет-нет, клянусь Аллахом, мы не будем стрелять,  пожалуйста, приезжайте“. Ну устроим кинозал. Являются люди, все заросшие  бородами: не разберёшь, они за душманов или за народную власть.  Включаем фильм, реагируют очень эмоционально.

Однажды,  когда ленту про войну показывали, зрители открыли огонь, весь экран был  в дырках: это они так пытались помочь положительным героям победить  врагов. Пришлось перед другим сеансом просить сдать оружие и  складировать его отдельно. На совместных просмотрах наших граждан с  афганцами случались курьёзы. Помнится, демонстрировали фильм „Отец  солдата“ Резо Чхеидзе в переводе на дари. Лента сильная, грустная,  трагическая. Афганцы смотрят, в глазах слёзы. А наши еле смех  сдерживают. Афганцы возмущаются: ничего святого нет для вас, гяуров, как  вы вообще можете так себя вести! Да в том-то и дело... Показывают, как  Геббельс заходит к Гитлеру в кабинет, вскидывает правую руку, и говорит:  „Салам алейкум!“ И тот ему: „Ва-алейкум салам!“ Нет, ну а как ещё  „хайль Гитлер!» перевести? Вот наши и смеялись в этот момент, а афганцы  удивлялись».

«Штандартенфюрер ел свинину?»

Кстати, именно фильмы про Великую Отечественную всегда вызывали большой интерес в Афганистане.
«Я прожил 20 лет в Советском Союзе и России: в 2004 году, после  свержения власти „Талибана“, вернулся в Кабул, - вспоминает Масуд  Ибрагим Халед, учившийся на хирурга в Ленинграде. - Поскольку я влюблён в  вашу страну, мне хотелось также объяснить отцу и матери, какая тяжёлая  история у русского народа, что вам пришлось пережить, как много людей вы  потеряли в сражениях с Гитлером. У нас в Афганистане про это мало  знают. Показал „Они сражались за Родину“- вообще чудесно зашло, отец и  мать плакали. „В бой идут одни старики“ - тоже великолепная реакция. А  вот на „17 мгновениях весны“ у родителей случился ступор: не могут  поведение Штирлица понять. Отец говорит: „Как он находился среди  неверных (папа сразу прозвал Штирлица моджахедом, воином за веру, мол,  он же верил в коммунизм) и не попытался убить шайтана Гитлера?“

Я  защищаю Штирлица: „Папа, это же разведчик!“ Отец возражает: „Нет,  следовало убить Гитлера и стать шахидом!“ Потом спрашивает: „А Штирлиц в  принципе когда-нибудь ел свинину?“ Я говорю: „Конечно, в Германии все  её едят, да и в России тоже“. Папа закручинился и впоследствии вынес  вердикт: „Это плохо, но если ты находишься во время джихада на чужой  земле, свинину есть позволяется. А случай со Штирлицем - джихад  Советского Союза против Германии. Но Гитлера он просто обязан был убить,  иначе зачем вообще тогда пробираться в логово неверных?“».

Сейчас  в Афганистане в основном популярно индийское кино, однако на уличных  рынках Кабула советские фильмы на кассетах (многие афганцы всё ещё  используют старые VHS-видеомагнитофоны) по-прежнему пользуются большим  спросом. «Это было человеческое, по-настоящему душевное кино, - вздохнул  в разговоре со мной Саид, живший во времена СССР в школе-интернате  Ташкента вместе с другими афганскими детьми, оставшимися сиротами. -  Сейчас такого не делают».

© Zотов

https://golospravdy.com/shtirlic-modzhaxed-suxov-razvratnik-kak-afgancy-...

традиции, интересно, приколы, этносы

Previous post Next post
Up