11.05.2014 Как-то журналисты спросили Героя Советского Союза лётчика-испытателя полковника С.Н. Анохина, не раз бывавшего в безвыходных ситуациях, и с честью выходившего из них:
- Что делать, когда ситуация безвыходная?
- Относительно или абсолютно безвыходная? - в свою очередь спросил он.
- Абсолютно, - ответили ему.
- Тогда надо искать выход, - ответил он.
НЕБЫВАЛОЕ БЫВАЛО
На войне бывало всякое. Но есть истории, в которые трудно поверить. Вот только несколько подлинных историй. Неистребимая вера в свою правоту, в величие того дела, которому эти люди себя посвятили, владела ими даже в самые горькие и трудные минуты их жизни. Они не допускали и мысли о том, что не дойдут до Победы, и всегда находили выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
ДЕРЗКИЙ ПОБЕГ
…Советские лётчики Н. Печенкин и С. Пикулькин были в плену. Их заставляли работать на аэродроме, где ремонтировались наши У-2 - «кукурузники», как называли их фронтовики. Дерзкая мысль бежать на самолёте из плена родилась у Печенкина. Он поделился планом с товарищем. Оба тщательно обсудили план побега и стали ждать удобного случая, который скоро подвернулся. На фашистском аэродроме поднялась суета. Взлетали и садились штурмовики, немцам было не до пленных, и находчивые лётчики рискнули. Каждая секунда была на счету. Быстро расчехлили мотор У-2. К плоскостям привязали ещё двух своих товарищей, бежавших с ними. Взревел мотор, и самолёт оторвался от земли. Гитлеровцы не сразу поняли, в чём дело. Зенитки захлопали и пулемёты застрочили лишь тогда, когда самолёт был уже вне зоны огневой досягаемости. [Spoiler (click to open)]
ШОФЁР ПОДОЛЬНЫЙ
…Это случилось летом 1942 г. в междуречье Дона и Донца. 716-я авторота подвоза 275-й стрелковой дивизии попала в окружение. Солдаты вместе с машинами укрылись в небольшом лесу и стали готовиться к прорыву. Ефрейтору Николаю Даниловичу Подольному было поручено особое задание: любой ценой отвлечь на себя внимание немецких машин, патрулирующих дорогу. На своей верной трёхтонке боец отправился в опасный рейс… Вскоре он заметил открытый легковой автомобиль с фашистами, затем ещё один. Оба повернули к советскому грузовику. И в какие-то секунды Подольный принял решение: идти на таран! На предельной скорости ЗИС-5 устремился на врага. Фашисты открыли по трёхтонке огонь, но поздно - грузовик подмял их под себя. Воспользовавшись замешательством врага, наша авторота вырвалась из окружения. За этот подвиг ефрейтор Подольный был награждён орденом Ленина. В момент тарана водителя выбросило из кабины. Изломанного, израненного, полтора года отхаживали его врачи. И солдат выжил! Ещё много трудился он за рулём автомобиля.
ГВАРДЕЙЦЫ-МИНОМЁТЧИКИ
…Боевая машина БМ-13 получила ласковое прозвище «Катюша». Откуда возникло название, сказать трудно. Одни считают, что от буквы «К», выбитой на раме: установки делали на заводе «Компрессор». Другие утверждают, что на этом заводе «катюшами» называли бригаду девушек-сборщиц, а затем и собранные ими машины. А ещё была в предвоенные годы очень популярная песня «Катюша». На фронте слова песни переделали и пели иногда уже не про девушку, а про боевую машину:
…Выходила, песню заводила
Эта песня грозною была.
Ахнет раз - и целый полк скосила,
Ахнет два - дивизию смела.
Бессмертный подвиг совершил водитель 273-го гвардейского миномётного дивизиона гвардии старший сержант Владимир Николаевич Терлецкий. Это произошло в мае 1943 г. во время боёв на Кубани. Терлецкий вёл «катюшу» на новую огневую позицию. Машину атаковали вражеские самолёты. О том, что произошло дальше, в наградном листе сказано так: «Будучи тяжело раненым, Терлецкий, превозмогая боль, подобрал левой рукой внутренности живота, истекая кровью, всё же привёл боевую машину на огневую позицию, своевременно произвёл два залпа по противнику, в результате чего его контратака была сорвана…». Старший сержант Терлецкий погиб на боевом посту. Посмертно водителю было присвоено звание Героя Советского Союза.
Гвардейцы-миномётчики часто вступали в поединок с вражескими танками, хотя такое использование не было предусмотрено конструкцией «катюши»: её направляющие невозможно было установить в горизонтальное положение. Но ракетчики нашли выход: вели огонь, установив машину на склоне, или подкапывали грунт под передними колёсами. И фашистские стальные машины горели как факелы.
Известен один довольно необычный случай. Он имел место на переправе через Западный Буг в июле 1944 г. Во время налёта вражеской авиации возле моста образовалась пробка. Одна из «катюш» вынуждена была остановиться на середине крутого склона берега. Её направляющие смотрели в небо, прямо туда, откуда как раз заходили в атаку «юнкерсы». Гвардейцы не удержались от соблазна и дали залп. Один из реактивных снарядов точно попал во вражеский самолёт и уничтожил его.
ПОВАР СЕРЕДА
…В Прибалтике советский стрелковый батальон наткнулся на сильный огонь фашистских пулемётов; роты развернулись в цепь, залегли и стали окапываться. В хозяйственный взвод, стоявший в лощине, прибежал связной и передал приказ его командиру занять оборонительную позицию на указанном рубеже. Командир взвода увёл весь личный состав выполнять боевое задание, оставив у кухни повара Середу. Сначала ефрейтор слышал сильную стрельбу, затем недалеко от кухни разорвались два снаряда. Середа увидел три вражеских танка. Они двигались по направлению к его кухне. Он испугался, отвязал лошадей, пустил их в лесок, кухню откатил в кусты, а сам спрятался за повозку. Что можно сделать с карабином против танков? И тут он вспомнил про свой топор. Передний танк остановился перед самым укрытием Середы и стал крутить башней. Тут Середа проявил находчивость и отвагу. Он вскочил на танк, закрыл смотровые щели плащ-палаткой, а ударами топора стал заклинивать и гнуть стволы пулемётов. Бил топором и громко подавал команды несуществующим товарищам. Потом залез на башню и приказал фашистам вылезти. Что подумал экипаж - неизвестно, но двигатель танка заглох, люк открылся, и оттуда вылезли с поднятыми руками четыре танкиста. А Середа всё подавал команды на «окружение» пленных. Выстроив обезоруженных танкистов около кухни, он заметил, что два остальных танка отошли назад. Почему они так поступили - неизвестно. То ли увидели, что их товарищи вылезают из танка с поднятыми руками, то ли им передали по радио об опасности, но они ушли. Вскоре вернулись бойцы взвода и увидели неподалёку от своей кухни немецкий танк. Середа их успокоил и рассказал, как было дело. Все покатились со смеху, только немцы стояли, ничего не понимая. Так ефрейтор Иван Середа стал Героем Советского Союза, а его топор, после того, как он ушёл из хозвзвода, товарищи хранили, как боевую реликвию.
ТАНКИСТ ГРИГОРЬЕВ
Участник парад на Красной площади 7 ноября 1941 г. механик-водитель танка КВ-2 мл. сержант В.А. Григорьев в тот же день вступил в бой. В ходе наступления его танк вдруг замер - что-то случилось с подачей горючего. Фашисты решили захватить советскую машину. Два вражеских танка взяли наш танк на буксир. Но механик-водитель, подключив запасные баки, дал задний ход, и его могучая машина притащила за собой оба вражеских танка в расположение своей части! Золотая Звезда Героя Советского Союза украсила грудь отважного и смекалистого воина.
СОВЕТСКИЙ СУСАНИН
14 февраля 1942 г. повторил подвиг Ивана Сусанина колхозник деревни Куракино Псковской области М.К. Кузьмин. Немцы приказали ему провести их отряд в тыл 31-й отдельной стрелковой бригады. Кузьмин «согласился» быть проводником, но незаметно отправил своего сына предупредить командира бригады о намерениях врага. Советские бойцы встретили вражеских лыжников огнём и уничтожили их. Но фашистский офицер успел выстрелить в Кузьмина, и он погиб, выполнив свой долг перед Родиной. Его подвиг был отмечен званием Героя Советского Союза.
ЛЁТЧИК СМИРНОВ
…Лётчика Смирнова сбили над вражеским аэродромом, который он бомбил. Вернувшиеся с задания товарищи сообщили, что Смирнов погиб, так как видели, что его самолёт вспыхнул и упал на вражеский аэродром. Даже если лётчик остался жив, то попал в руки врага. На самом деле лётчик не погиб. Противник не заметил, что он приземлился на парашюте прямо на аэродром. Смирнов пошёл на хитрость. Он решил проскочить мимо немцев, поэтому он спокойно пошёл мимо ангаров к выходу. На нём комбинезон и шлем. В темноте не различат, подумают, что свой идёт. Он уже шёл к выходу мимо домика аэродромной службы и тут заметил, что на аэродром въехала машина. На аэродроме началась суматоха, из ангара выкатили самолёт и начали его запускать. Стало понятно, что его готовят для какого-то большого начальника, только что приехавшего на машине. У Смирнова мелькнула дерзкая мысль - улететь на этом самолёте. И он направился к самолёту. Пока он шёл, двигатель самолёта заработал. Пассажир уселся на своё место, а кабина пилота была свободной. Смирнов миновал группу людей, толпившихся на свету у самолёта, сел в кабину, и самолёт пошёл на взлёт. Пассажир спокойно сидел позади. Он, как и все, бывшие у самолёта, не понял, что за штурвалом не тот пилот. На рассвете Смирнов приземлился на своём аэродроме. Немецкий генерал долго не мог понять, что прибыл на советский аэродром и что доставил его русский лётчик.
РАЗВЕДЧИК ЧИЖИК
…Полковые разведчики пытались проникнуть в тыл противника, но либо погибали, либо возвращались ни с чем. Тогда командир дивизии, будущий известный полководец, а тогда полковник Черняховский вызвал к себе одного из лучших разведчиков дивизии - Чижика, которого сам зачислил в разведку. Черняховский поставил задачу: провести разведку противостоящего противника. Владимир Чижик и его напарник Михаил Назаров благополучно перешли линию фронта. Собрав необходимые сведения, отправились назад. Но за два километра до передовой напоролись на вражеский дозор. Прикрывая отход товарища, Чижик был взят в плен. Его долго пытали, а потом поместили в сарае колхозного двора, приковали цепью к воротам и оставили одного. Долго пытался Чижик разбить цепь или сорвать её с железной рамы двери сарая. Всё тщетно. Положение казалось безвыходным. Тут в ночной тишине раздался рокот мотоцикла. Чижик понял, что это конец, а карта с разведданными о противнике останется лежать под гнилым пнём, куда сержант успел её сунуть, прикрывая отход Назарова. «Что делать?» Мотоцикл с немцами приближался. Разведчик вспомнил о запасном ноже. Немцы при обыске его не обнаружили, он так и остался за голенищем сапога. Чижик приложил лезвие к запястью левой руки, чуть ниже места, где цепь охватывала руку, зажмурился, но вспомнил, что необходимо руку затянуть жгутом. Стал искать верёвку, нашёл, разрезав её пополам, закрутил на руке жгутом. Собравшись с духом, вдавил лезвие в сухожилия. В глазах потемнело от страшной боли. На миг он потерял сознание, гулко колотилось сердце. Но превозмогая боль, он отсёк кисть левой руки и от боли снова потерял сознание. Едва очнувшись, услышал, как звякнула цепь. Теперь нельзя терять ни минуты! Быстро забинтовал рубашкой кровоточащую рану и побежал в ближайшие кусты, придерживая изувеченную руку здоровой. Фашисты остановились у сарая и ошеломлённые разглядывали кисть человеческой руки…
Рана нестерпимо болела. Сержант двинулся к своим. Он вернулся на передний край, потом узнал ложбинку, по которой они с Назаровым пробирались во вражеский тыл. По ней сержант повторил весь путь до пня, где была спрятана карта, и вернулся назад. Наше боевое охранение доставило бледного, измученного Чижика в батальон. Доложили Черняховскому. Комдив отдал распоряжение срочно вызвать главного хирурга медсанбата. Но было уже поздно. Сержант Чижик умер, до конца выполнив свой воинский долг. Его разведдданые и карта помогли командованию определить группировку противника и его планы. http://gruppa-z.ru/2014/05/11/небывалое-бывало/ еще: http://rusfact.ru/node/62769
Как вы помните, Девятаев в списке бежавших на самолете идет шестым. История каждого побега заслуживает отдельной истории. Были даже групповые побеги, когда пленные летчики улетали на двух, а то и трех самолетах! Ограничимся только краткой информацией: 11.08.1943 г. - Н.К. Лошаков и И.А. Денисюк на Storch; 04.10.1943 г. - А.М. Ковязин и В.М. Крупский также на на Storch ; 11.10.1943 г. - Н.П. Печенкин и С.М. Пикулькин с 6 «пассажирами» на двух По-2; 03.07.1944 г. - А.С. Карапетян, В.С. Москалец, и П.В. Чкуасели с 4 «пассажирами» на Arado-66C, Ar-145A и Gotha-145A; 30.08.1944 г. - В.И. Муратов с 2 «пассажирами; лето-осень 1944 года - А.И. Костров с одним «пассажиром»; 08.02.1945 г. - М.П. Девятаев с девятью «пассажирами» на Heinkel-111 Вряд ли этот список полный. Многие летчики не смогли долететь до своих - их сбивали посланные вдогонку истребители люфтваффе, немецкая зенитная артиллерия, их сбивали советские зенитки. И даже те, кто сумел долететь до своих, могли просто не дожить до Победы, чтобы рассказать о своем подвиге, так из группы Девятаева (10 человек) 9 мая 1945 года встретили только пять, остальные погибли в боях. Имя неизвестно В январе 1942 года на аэродром г. Сталино немцы привели около сотни военнопленных для расчистки взлетной полосы. Один из узников, бывший летчик, зарылся в сугроб. Когда немцы ушли обедать он выбрался, забрался в бомбардировщик и взлетел. Охранники ничего не заподозрили, сочтя что взлет произвел немецкий экипаж. Советский летчик дважды прошелся над аэродром, а на третьем заходе начал бомбежку. Отбомбившись, летчик увел самолет в сторону линии фронта. Имя и дальнейшая судьба летчика неизвестны...