Существует масса способов и подходов к решению какой-то задачи.
У меня есть своя теория, благодаря которой на время работы, в рамках условий, я забываю обо всем и начинаю резко любить проект и хотеть им заниматься.
Итак:
Как захотеть работать?
Все, что нужно для начала - обладать минимальным уровнем самоорганизации. Для людей, которые хотя бы закончили школу, это - не самая большая проблема. Если университет - еще лучше.
Когда мне в руки (а, главное, в голову) попадает какая-то работа, я сразу вижу возможные варианты того, насколько мне захочется это делать. Иногда я беру задачу, которую не сильно хочу выполнять сию секунду. У всех такое бывает. И для того, чтобы сделать ее сейчас, нужно просто захотеть. Для того, чтобы лично я захотела работать, во мне просто начинают работать несколько разных взаимосвязанных интересных штук.
Сроки
Сроки - самое святое из того, что есть. Даже тогда, когда их задерживает заказчик или правки, я жутко переживаю. Чтобы довести себя до такого состояния и пытаться его избегать, нужно понять, что у любого проекта, как у медали, две стороны. С одной стороны, заказчик приходит к дизайнеру, и ему, проект, вроде бы, нужнее. Но с другой стороны для дизайнера любой проект - это его имя и репутация. И с каждым «заваленым по срокам» проектом репутация падает. Поверьте, мир слишком тесен для того, чтобы постоянно делать плохие вещи. Портить себе в своих же глазах репутацию.
Поначалу у меня были такие случаи. Сроки срывались по разным причинам. Было даже, когда я пропадала или заболевала. Это было абсолютно у всех. Но с опытом ты понимаешь, что ты ответственный, в первую очередь, перед собой. И во вторую. И только в последнюю очередь - перед другими. Поэтому нужно поддерживать нормальную самооценку. И самоорганизация - один из способов.
Вообще-то любому человеку полезно интересоваться психологией. Особенно, если этот человек - дизайнер или рекламщик.
В психологии есть понятия "эго-состояний". Причем среди них нет ни одного «неправильного»
Если очень вкратце, то в нас живут три состояния того, как мы ведем себя в той или иной ситуации.
Первое - «ребенок». Думаю, здесь объяснять не нужно. Когда мы дети, мы чувствуем. Мы откликаемся на все вещи очень эмоционально.
Второе состояние - это «взрослый». Когда мы «взрослые», мы мыслим. Мы рационально оцениваем ситуацию, думаем в рамках «здесь и сейчас».
Третье состояние - «родитель». Когда мы ведем себя, как родители, получается, что мы оцениваем мир согласно моральным и этическим нормам, которые были в нас «внедрены» обществом или же родителями.
Подробнее об этом можно почитать
тут В плане сроков очень полезно включать в себе «родителя». Причем не нужно осознанно и серьезно это делать. Представьте, что это игра такая. И сразу все станет просто.
В общем, по срокам, моя зона комфорта такова: зачем мне придумывать какие-то объяснения своего поведения, скрываться в скайпах, аськах, телефонах и ЖЖ, если можно просто сделать по-человечески?
Задача
Практически все адекватные люди - игроки. Дизайнеры и рекламщики должны знать, что эффективность их работы важнее всего остального. Если в задаче есть цель - «повысить прибыль», или «увеличить конверсию с сайта», или «занять призовое место на конкурсе», это - хорошая задача. Она подстегивает и мотивирует делать, и делать хорошо.
Выбирайте задачи, которые будут вас подстегивать к действию. Если так получилось, что задача совсем уж посредственная, придумайте для этого еще одну дополнительную. Подстегните себя сами.
«Большинство задач решаются удивительно просто: надо взять и сделать. Например, автору часто пишут молодые дизайнеры с просьбой дать им тестовое задание, чтобы они могли показать себя. Задание автор всегда дает одно и то же: придумать себе задание и сделать его. Если дизайнер действительно чего-то стоит (то есть умеет решать задачи), он просто придет с примерами отличных работ. А где взять такие примеры? Надо их сделать. А как их сделать? Надо начать с чего-нибудь простого, например, с оформления продуктов в собственном холодильнике. А если нет в холодильнике продуктов? Взять карандаш и нарисовать их. А если нет карандаша? Дальше сами».
Артемий Лебедев,
«Ру.Ководство».
Хочу сказать, что условия, на которых вы работаете, решают очень многое. Если условия соблюдаются - задачу выполнить легко. Если нет - сложнее.
Полюбить проект
Сделайте так, чтобы у вас горели глаза от задачи. Если вы не конвейерщик, и делаете осмысленно. то, скорее всего, вы интересуетесь тематикой проекта. Для вас это расширение кругозора, что очень полезно. К тому же, это очень помогает задаче.
У меня подозрение, что дизайнеров берут в офисы компаний только лишь для любви и преданности проекту. Для того, чтобы жили этой темой и разговаривали на эту тему. Фрилансерам этого очень недостает.
Самый желаемый эффект выгладит примерно так: вы узнаете от заказчика что-то по теме, заражаетесь идеей. Это уже, как минимум, хорошее настроение. Когда так происходит, вы можете выдать сразу же «что можно сделать». Если этого не происходит - интересуйтесь сами. Лучше будет всем.
Я так делаю, и это очень интересно. Иногда, возможно, я кажусь несколько дотошной с подробными расспросами. Но это же все очень интересно!
Делать хоть что-то
Экстренная мера, когда совсем ничего не думается. Причем эта мера работает во всех ситуациях. Особенно в ситуациях, когда сроки поджимают.
Ситуации «ничего нет в голове» появляются только по двум причинам: страх и перфекционизм. Кстати:
Пользуясь случаем, хочу передать привет Перфекционизму, который совсем не работает. Более того, он мешает работать. Но и его можно направить в нужное русло. Если относиться проще, будет получаться только лучше. Улучшать можно слишком долго (и тогда возникает проблема со сроками, про которые написано выше), и это ни к чему, кроме внутреннего удовлетворения, не приведет. В работе важен только результат. Результат можно измерить. Есть только «работает» или «не работает». Остальное - неважно или вторично.
Когда ничего не могу придумать, я просто сажусь и делаю. Странно, но я уже не помню ситуации, когда я не знала, что мне делать. В процессе того, что ты делаешь «хоть что-то» рождается идея. А если ничего не делать, ей будет неоткуда взяться.
Лично у меня в результате того, как все это происходит, появился только один «побочный эффект»: я хочу что-то делать. Как раз сейчас у меня такая ситуация, когда куча дел, при этом хочется делать гораздо больше. Мой блокнот под названием «идейник» начал стремительно заполняться. Причем так, что скоро он переполнится, и я куплю себе новый.