***

Nov 22, 2020 12:49

чем отличается сознательный субъект от бессознательного, если оставить в стороне "метафизику" и рассматривать личность исключительно как бурдюк со всякой биохимией, реагирующий на стимулы ( Read more... )

Leave a comment

Comments 38

llla_lee November 22 2020, 10:16:47 UTC
Спасибо

Reply

mevuelvoguajiro November 22 2020, 14:24:44 UTC
Вот уж не за что

Reply


ext_4623077 November 22 2020, 11:32:08 UTC
++из чего с необходимостью вытекает наличие у субъекта иерархии ценностей, стоящей за выбором и, в конечном итоге, выбор ценности высшей.++

и...?
высшая ценность - не главкомверх на параде и не смотрящий в хате. напр., я ценю как высщую ценность свободу и иду служить в армию, сознательно ограничивая свою свободу ради самой возможности её иметь. я даже готов потерять свободу вместе с жизнью.
или я безо всякого размышления люблю своих детей и желаю им счастья - и воспитываю их в дисциплине, не потакая их детским, сиюминутным представлениям о "счастье". я даже рискую, что любимые дети отвернутся от меня, испорченные средой.

человек обладает свободной волей и решает непрерывно, какая ценность в какой ситуации "высшая" и как эту ценность можно реализовать. и еще человек создает стимулы изнутри.

метафизика дана нам в самой общей форме, как звездное небо и нравственный закон. как сама возможность - красоты, например. но она не рулит нами сверху, что твой рулевой.

Reply

mevuelvoguajiro November 22 2020, 14:16:37 UTC
вы же понимаете, что отвечать на комментарий, начинающийся с "и... (чо)?" довольно затруднительно?

не рулит так не рулит. я то чо

Reply


egovoru November 22 2020, 12:14:03 UTC
"из чего с необходимостью вытекает наличие у субъекта иерархии ценностей, стоящей за выбором"

Да, мне тоже так кажется, и это то, чего, по-моему, не хватает очень интересной концпеции Майкла Грациано, которая кажется мне самой продуктивной из известных мне попыток разобраться в природе сознания.

Reply

mevuelvoguajiro November 22 2020, 14:20:41 UTC
да, про внимание это верная мысль. но понятийный аппарат сциентиста сильно ограничивает автора.

в контексте исходного рассуждения меня всерьёз интересует неприятная мысль - а существует ли сознание без внешних стимулов?

Reply

egovoru November 22 2020, 14:40:14 UTC
Мне этот вопрос кажется поставленным некорректно - ибо как же можно отключить внешние стимулы, не отключая сознания?

Reply

01a2c4d6 November 29 2020, 16:59:10 UTC
Ну, например, глаза закрыть, заткнуть уши. Тут мне кажется речь о том, является ли сознание активным агентом, либо оно реактивно по своей сути и работает по принципу конечного автомата - выполняет программу введённую извне. А нет программы - нет активности. Как компьютер, который стоит себе пока его не озадачишь, и лишь когда озадачишь, решает что-то, вычисляет. Вычислил, выполнил программу - остановился. Попадалась история об одном человеке, у которого из всех органов чувств работал только один глаз. Говорят, он засыпал, когда ему закрывали этот глаз. Не знаю, правда или нет.

Reply


karachee November 22 2020, 17:55:39 UTC
Бессознательный субъект, это субъект лишившийся сознания. Т.е. субъект лишенный всякой возможности проявлять активность, лежит тушка, можно скушать. Речь скорее всего идет о том, чем отличается сознательный субъект, от несознательного субъекта.

И тут с одной стороны всё ровно, с другой наличие у субъекта иерархии ценностей является качеством необходимым, но недостаточным, чтобы считать его сознательным. Сознательным его делает способность прогнозировать свои действия, т.е. иметь в голове картину происходящего, собирать из стимулов осмысленную траекторию своих поступков. Где система ценностей служит необходимым справочником констант что делать, а чего не делать, но сам выбор определяется именно способностью анализировать ситуацию, делать из фактов выводы. И только потом реагировать. Т.е. наличие интеллекта не менее важно.

Reply

mevuelvoguajiro November 22 2020, 20:11:34 UTC
наличие интеллекта, это, конечно штука удобная, что тут говорить.

Reply


anonymous November 22 2020, 19:29:48 UTC
компьютер? программа? воспринимает стимулы, выбирает, реагирует.

Reply

mevuelvoguajiro November 22 2020, 19:53:27 UTC
нет, компьютер не выбирает. вообще говоря и не воспринимает, но это уже не так важно.

Reply


Leave a comment

Up