чем отличается сознательный субъект от бессознательного, если оставить в стороне "метафизику" и рассматривать личность исключительно как бурдюк со всякой биохимией, реагирующий на стимулы
( Read more... )
++из чего с необходимостью вытекает наличие у субъекта иерархии ценностей, стоящей за выбором и, в конечном итоге, выбор ценности высшей.++
и...? высшая ценность - не главкомверх на параде и не смотрящий в хате. напр., я ценю как высщую ценность свободу и иду служить в армию, сознательно ограничивая свою свободу ради самой возможности её иметь. я даже готов потерять свободу вместе с жизнью. или я безо всякого размышления люблю своих детей и желаю им счастья - и воспитываю их в дисциплине, не потакая их детским, сиюминутным представлениям о "счастье". я даже рискую, что любимые дети отвернутся от меня, испорченные средой.
человек обладает свободной волей и решает непрерывно, какая ценность в какой ситуации "высшая" и как эту ценность можно реализовать. и еще человек создает стимулы изнутри.
метафизика дана нам в самой общей форме, как звездное небо и нравственный закон. как сама возможность - красоты, например. но она не рулит нами сверху, что твой рулевой.
"из чего с необходимостью вытекает наличие у субъекта иерархии ценностей, стоящей за выбором"
Да, мне тоже так кажется, и это то, чего, по-моему, не хватает очень интересной концпеции Майкла Грациано, которая кажется мне самой продуктивной из известных мне попыток разобраться в природе сознания.
Ну, например, глаза закрыть, заткнуть уши. Тут мне кажется речь о том, является ли сознание активным агентом, либо оно реактивно по своей сути и работает по принципу конечного автомата - выполняет программу введённую извне. А нет программы - нет активности. Как компьютер, который стоит себе пока его не озадачишь, и лишь когда озадачишь, решает что-то, вычисляет. Вычислил, выполнил программу - остановился. Попадалась история об одном человеке, у которого из всех органов чувств работал только один глаз. Говорят, он засыпал, когда ему закрывали этот глаз. Не знаю, правда или нет.
Бессознательный субъект, это субъект лишившийся сознания. Т.е. субъект лишенный всякой возможности проявлять активность, лежит тушка, можно скушать. Речь скорее всего идет о том, чем отличается сознательный субъект, от несознательного субъекта.
И тут с одной стороны всё ровно, с другой наличие у субъекта иерархии ценностей является качеством необходимым, но недостаточным, чтобы считать его сознательным. Сознательным его делает способность прогнозировать свои действия, т.е. иметь в голове картину происходящего, собирать из стимулов осмысленную траекторию своих поступков. Где система ценностей служит необходимым справочником констант что делать, а чего не делать, но сам выбор определяется именно способностью анализировать ситуацию, делать из фактов выводы. И только потом реагировать. Т.е. наличие интеллекта не менее важно.
Comments 38
Reply
Reply
и...?
высшая ценность - не главкомверх на параде и не смотрящий в хате. напр., я ценю как высщую ценность свободу и иду служить в армию, сознательно ограничивая свою свободу ради самой возможности её иметь. я даже готов потерять свободу вместе с жизнью.
или я безо всякого размышления люблю своих детей и желаю им счастья - и воспитываю их в дисциплине, не потакая их детским, сиюминутным представлениям о "счастье". я даже рискую, что любимые дети отвернутся от меня, испорченные средой.
человек обладает свободной волей и решает непрерывно, какая ценность в какой ситуации "высшая" и как эту ценность можно реализовать. и еще человек создает стимулы изнутри.
метафизика дана нам в самой общей форме, как звездное небо и нравственный закон. как сама возможность - красоты, например. но она не рулит нами сверху, что твой рулевой.
Reply
не рулит так не рулит. я то чо
Reply
Да, мне тоже так кажется, и это то, чего, по-моему, не хватает очень интересной концпеции Майкла Грациано, которая кажется мне самой продуктивной из известных мне попыток разобраться в природе сознания.
Reply
в контексте исходного рассуждения меня всерьёз интересует неприятная мысль - а существует ли сознание без внешних стимулов?
Reply
Reply
Reply
И тут с одной стороны всё ровно, с другой наличие у субъекта иерархии ценностей является качеством необходимым, но недостаточным, чтобы считать его сознательным. Сознательным его делает способность прогнозировать свои действия, т.е. иметь в голове картину происходящего, собирать из стимулов осмысленную траекторию своих поступков. Где система ценностей служит необходимым справочником констант что делать, а чего не делать, но сам выбор определяется именно способностью анализировать ситуацию, делать из фактов выводы. И только потом реагировать. Т.е. наличие интеллекта не менее важно.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment