восхитительная статья с восхитительными фотографиями
Оригинал взят у
rider7 в
Опыт съемки жанровых портретов в путешествиях или, говоря проще, как снимать незнакомых людей Уже сказано и написано бесчисленное количество руководств и советов, как снимать людей в путешествиях. И, тем не менее, все равно возникают вопросы, так как тема это и одна из самых сложных и наверно одна из самых интересных. Поэтому сейчас я хочу поделиться только личным опытом, тем, что я испытал сам, и что могло мне существенно помочь, прочитай я такую статью пару лет назад. Может быть это окажется полезным или интересным еще кому-то, кто еще не прошел все это на личном опыте. Особенно учитывая, что сезон отпусков только начинается, а впереди длинные майские праздники :)
Я бы разделил все вопросы на две части: техническую и философско-этическую, если можно так сказать. Начнем с первой, как с самой простой, а потом уже перейдем к вещам более абстрактным.
1. Оптика
Вообще хороший портрет можно снять любой оптикой, это прописная истина. Но со временем у каждого человека вырабатываются свои предпочтения, часто они зависят от конкретной ситуации.
Очень часто портреты в поездках начинают снимать длиннофокусной оптикой, причем мотивация очень простая: можно безнаказанно снимать с большого расстояния. Это ошибка, правда, я так тоже снимал. Ошибка, во-первых, потому, что вас все равно очень хорошо видно (вы сами посмотрите на себя со стороны, и сразу все станет понятно), а во-вторых, потому что, снимая как бы исподтишка, вы до минимума снижаете отдачу от такой съемки, исключая любой положительный эмоциональный ответ со стороны вашей модели. Вообще, прятаться никогда не нужно, мне это никогда не помогало.
Самое длиннофокусное, что я использую для съемки людей, это либо фикс 200, 2,8, но последнее время все чаще 135, 2,0 (речь идет о кэноновских объективах, но уверен, что это не принципиально). Но не для того, чтобы быть далеко от модели, а в тех случаях, когда мне не важно окружение, а важен взгляд, важна эмоция, настроение человека. Если нужно сделать акцент на глазах и убрать все не нужное, что может мешать на заднем плане, то такие объективы будут наилучшим выбором. Кроме того они отлично передают фактуру кожи, у них отличная резкость, все-таки это фиксы, а маленькая глубина резкости поможет придать фотографии художественность.
Второй объектив, это полтинник, 1,4. Вообщем-то как и положено полтиннику, он универсальный, но, чтобы снять именно взгляд с ним придется подойти к незнакомому человеку не просто близко, а очень близко, что не всегда удобно. Поэтому им удобнее снимать как раз некий сюжет. Например, если мы хотим не только самого человека, но и, например, то, чем он занимается, кусочек мира вокруг него, при этом оставляя акцент на человеке. Также полтинник хорошо использовать при съемке в помещениях с малой освещенностью в условиях небольшого пространства, что нередко встречается в поездках, например, в отелях, магазинчиках и пр.
И, наконец, широкоугольник. Может быть любой, не обязательно фикс, хотя и предпочтительнее. Стоит использовать в тех случаях, когда среда, окружение вашего героя определяет кадр, определяет человека, доминирует.
Таким образом, каждым объективом можно снимать портреты, главное исходить из задач и целесообразности, а не из желания поснимать незаметно издалека, как я это делал в начале.
2. Режим съемки
Я всегда все снимаю в ручном, но не считаю это важным, можно и в режиме приоритета диафрагмы. Если вы снимаете в раве, то современные матрицы позволят вытянуть информацию и из тени, и чуть-чуть приглушить пересветы, главное, чтобы они не были слишком сильными, поэтому менять настройки к каждому кадру совсем не обязательно. А вот к чему я пришел со временем, это к использованию режима серийной съемки. Когда он может помочь. Если вы случайно увидели вашу модель, возможно на улице, или в людном месте. С момента первого кадра буквально за несколько секунд лицо человека может очень сильно измениться, от обычного расслабленного состояния, до внимания, удивления, недовольства, улыбки (последняя тоже может быть очень разной). Снимая в обычном режиме, есть большая вероятность пропустить много интересного.
3. Заметный - незаметный
Как я уже писал, остаться незаметными у вас вряд ли получиться, если, конечно, за плечами нет опыта какой-нибудь военной разведшколы. Да и вопрос, нужно ли? Я со временем выработал для себя два очень простых подхода. Причем чем дальше, тем больше использую именно второй.
Первый заключается в том, чтобы люди перестали обращать на тебя внимание и вернулись к своим обычным делам, а у меня появилась возможность заняться своим любимым делом. Сделать это обычно несложно, но на это нужно немного времени. Помню, я пришел в Камбодже на задний двор одного из монастырей, там играли дети, послушники выполняли какую-то работу, кто-то курил, кто-то писал что-то на телефоне. После моего появления ситуация немного изменилась, кто-то напрягся, кто-то стал отворачиваться, кто-то наоборот улыбался и явно позировал на камеру. Я просто сел на корточки в центре и стал разглядывать все происходящее через объектив. Просидел я так довольно долго, но через какое-то время на меня уже никто не обращал внимания и я мог снять то, что мне интересно.
Второй подход прямо противоположенный. Заключается в том, чтобы не просто сделать пару кадров, а максимально расположить к себе человека, вызвать его на общение, в идеале не просто сфотографировать, но узнать что-то о его жизни, разговорить. Даже если вы не знаете языка, можно многого добиться улыбками, показать, что получается на экране фотоаппарата. И самое удивительное, что этот процесс может доставить огромное удовольствие, ведь положительные эмоции всегда были и остаются одним из самых сильных наркотиков. И, конечно, никогда не нужно снимать кого-то против его желания, никакая фотография не стоит тех отрицательных эмоций, которые может испытать человек. Я думаю, не нужно говорить, что общение с вашей случайной моделью раскрывает огромные возможности для съемки: можно снимать вблизи, с любых ракурсов, можно просто попросить попозировать или встать на метр правее, если, скажем, там лучше свет.
4. Помощники
Один хорошо, а двое - лучше. О каких помощниках идет речь. У меня был опыт съемок с тремя видами помощников, если так можно сказать.
1. Гид-переводчик. Если вы приехали в чужую страну, не знаете языка, сильно отличаетесь от местных жителей, помощь местного гида, который понимает и разделяет ваши идеи, может дать очень много. Это человек, который поможет оказаться в нужное время в нужном месте, человек, который сможет показать что-то интересное, отвлечь на себя внимание вашей модели, наконец, объяснить, что вы не маньяк, а просто немного странный фотограф. Правда не ждите, что ваш гид будет понимать ваши задумки с полуслова, в большинстве случаев вам придется очень четко ставить задачу. Помню, как я показал переводчику фотографию машины на фоне телебашни в Шанхае, и сказал, что мне нужен такой же вид на башню. Мы потратили массу времени, и вот, наконец, гордый собой гид привез нас на место - мы стояли у подножья высоченного здания. Мне потребовалось немало усилий, чтобы объяснить, что сделать похожее фото, находясь у подножия башни невозможно, так как у объектов - машины и башни - слишком разные размеры, в результате мы приехали на нужное место, оно оказалось на другом берегу реки. Пример, казалось бы смешной, но понимание того, что у вас с переводчиком разный менталитет и отношение к казалось бы для вас очевидным вещам, в итоге на практике позволяет сохранить очень много времени. А иногда в поездках его бывает очень мало, и исправлять ошибки просто некогда.
Найти такого гида совсем несложно. В большинстве случаев договориться можно заранее через интернет, либо найти уже на месте. Часто вам с радостью помогут таксисты, в этом случае у вас сразу будет и гид и транспортное средство.
2. Друг, спутник, брат, подруга… список можно продолжить. Задача вашего спутника - отвлечь внимание вашей модели, чтобы вы могли спокойно поснимать.
3. Дети. Я раньше думал, что ездить снимать с детьми очень сложно и ребенок в такой ситуации не позволит сделать какие-то интересные кадры. Оказалось совсем наоборот. В большинстве стран детей очень любят, и если вы вместе с ребенком, вам очень многое простят и позволят. Ну и конечно, море искренних улыбок вам обеспечено. Так что… любите друг друга, рожайте детей и берите их с собой в путешествия. Удачные, а главное позитивные кадры вам гарантированы!
5. Тема съемки
Съемка людей в путешествии часто самодостаточна, однако, если прежде чем вы начнете снимать, у вас будет какая-то идея, тема, понимание того, что вы хотите сказать, это добавит фотографиям цельности и интереса. Сейчас поясню, о чем идет речь. Например, Таиланд - страна улыбок, почему бы не показать всю гамму улыбок тайцев, ведь у тайской улыбки огромное количество значений. Или почему бы не сделать серию портретов буддийских монахов, или вы знаете, что в ЮВА мужчины отличные отцы, или сделать портрет небольшой деревни, или снять серию детских портретов, или… продолжать можно бесконечно, привязка может быть любой, исходя из того, что интересно именно вам. Но если это будут не просто разрозненные фотографии, а серия работ, то рассматривать их будет намного интереснее.
6. Правда - неправда, субъективно - объективно
Я иногда встречаю точку зрения, что настоящая тревел фотография должна правдиво отражать жизнь и быт снимаемых людей, так, как будт-то фотограф просто подсмотрел происходящее через невидимое окошко. Именно такая фотография будет правдивой и объективной, а это главные критерии хорошей тревел фотографии. А постановка в тревел фотографии считается чуть ли ни главным грехом… помню, как в этом на полном серьезе обвиняли Мак-Карри…
Скажу честно, мне кажется это полный абсурд. Просто потому, что правдивой и объективной фотографии не существует в принципе. Абсолютно любая фотография - уже искажение действительности. Фотография - это ваше и только ваше. Ваше настроение, ваше видение, ваше отношение к объекту съемки. Только вы выбираете, на чем сделать акцент, что показать, а что размыть, какой кадр отобрать из всей серии и как его потом кадрировать, как назвать и что подписать внизу. Мы вмешиваемся в реальность на всех этапах фотографического процесса, и говорить о какой-то объективности просто нелепо. А значит..? Значит должно быть видение или отношение, и все способы хороши, чтобы его выразить в фотографии.
Вот снимаем мы крестьян в какой-нибудь азиатской деревне, что мы видим? Кто-то идиллию и гармонию простой жизни на лоне природы, кто-то людей с чистой душой, не исковерканных мировоззрением бесконечного потребления, кто-то видит исчезающую культуру, кто-то просто бедность и грязь, заслуживающую жалости, а кто-то видит конкретного человека со своим характером, и опять же отношение к нему, конкретному человеку, у каждого из нас будет разным. Спрашивается, о чем должна говорить наша фотография? О какой объективности может идти речь?
7. Дождь, снег, дым и многие другие прелести фотосъемки…
И в конце буквально несколько слов о том, что я обожаю в фотографии, то, что ее делает интереснее, воздушнее, объемнее, живее... Это те вещи, которые в обычной жизни нам только мешают. Дым, снег, град, дождь, ураган - настоящий праздник для фотографа. Ведь свет обычно не виден, а воздух прозрачен. А ведь большинство кадров состоят именно из воздуха, а что может лучше проявить его, чем те вещи, которые могут задержаться на какое-то время в воздухе… И не важно, песчаная ли это буря или пыль в старой комнате, выявляющая струйки свата, льющегося из окон. Это не секрет, но это подарок. Специально создать такие условия в поездке практически невозможно, но наблюдать и в случае везения использовать их, однозначно, стоит. Я одно время даже загорелся идеей возить с собой в чемодане набор дымовых шашек, но потом отказался. Во-первых, не каждая авиакомпания пропустит такое даже в багаже, а во-вторых, представьте… красивый утренний свет, на крыльце храма сидит очаровательная девушка в длинном разноцветном платье, у нее на руках маленький зайчонок, мимо медленно проезжает повозка, запряженная парой буйволов, невдалеке группа монахов отправляется на утреннее богослужение… и в этот момент, вы, совершая чудеса ловкости, бросаете за спину девушки дымовую шашку, а сами занимаете позицию с фотоаппаратом на изготовку… вообщем от этой идеи я отказался.
Как я сказал, все вышеописанное не претендует ни на полноту, ни на профессионализм. Это мой личный опыт, которым мне захотелось поделиться. Наверняка у многих есть свой собственный опыт съемок людей в различных поездках. Мне кажется, будет здорово, если вы сможете им поделиться. Расскажите о том, как вы снимаете людей, что думаете об этом. Ведь блоги и сообщества для того и нужны, чтобы делиться опытом и впечатлениями.
Спасибо!
И еще несколько картинок по теме :)