Окошко DSC_4165, a photo by
andrey.salikov on Flickr.
Сердце - это место
Богопроявленности:
Как можно называть
сердцем обиталище дьявола?
Пойди и вышвырни собакам
этот материальный объект,
Который ты называешь
сердцем!
Подлинное сердце таково,
что даже в момент катастрофы
Ты не найдешь в нем абсолютно ничего,
кроме Бога.
Нуро'д-Дин Исфараини [ 5 ]
Не у каждого есть сердце
Важно отметить, что среди всех сотворенных существ только люди могут обладать духовным сердцем.
С точки зрения развития психики, однако, большинство людей продвинуты не далее, чем уровень материальной природы (таб) или нафса. Лишь немногие достигли в сердце такого духовного уровня, что можно с полным основанием сказать: у них есть сердце.
Согласно Корану:
"Поистине, в этом - напоминание тому, у кого есть сердце..." (К.50:37)
О сердце, побудь с кем-нибудь,
кому ведомо сердце;
Ступай под дерево,
на котором свежераспустившиеся цветы
Руми
Живое сердце и мертвое сердце
Сердце - это поле битвы между армиями духа - духовными качествами и похвальным характером, с одной стороны, и армиями нафса - свойствами нафса и предосудительным характером - с другой. Если поле сердца попадает под влияние нафса и его атрибутов, сердце мертвеет; но если поле сердца наполняется духовными и человеческими атрибутами, сердце оживает, а обладатель такого сердца называется сахиб-дел (обладающий сердцем), и он известен как "человек сердца" (ахл-е дел).
Сердца большинства людей находятся в состоянии постоянного колебания между "мертвосердечностью" и "живосердечностью", хотя большинство склоняется к первому и лишь немногие - ко второму.
Кто-то спросил Джунайда, когда сердце действительно умиротворено. Он отвечал: "Когда оно действительно сердце." (ТА 428)
Не перепутай сердце с нафсом!
Обычные люди подвержены тенденции путать сердце и нафс. Когда кто-то говорит: "Я желаю всем сердцем, чтобы...", то желает не сердце; источник желания - нафс. Когда человек говорит: "это близко" или "не близко моему сердцу", то не сердце, а нафс приемлет или отвергает данный предмет; сердце выше приятия или отвержения.
Когда кто-либо говорит: "чует мое сердце, что-то должно случиться", это указывает на то, что сердце находится под влиянием нафса. Совершенное сердце видит и предвечность, и послевечность; оно не нуждается в предсказаниях или чудотворных способностях.
Сердце "обладателя сердца" лишено желаний. На это указывается в истории о дервише, которого спросили, чего желает его сердце. Он отвечал: "чтобы мое сердце не имело желаний". Произнося свои ежедневные молитвы, Байазид восклицал: "Господь, тебе ведомо, что я желаю!" Именно о таком сердце Пророк сказал: "Сердце верующего зажато между двумя пальцами Милостивого; Он поворачивает его, как пожелает".
Самосознание, бессознательное и сознание сердца
Человечество можно классифицировать на три категории в зависимости от соответствия материальной природе (таб), нафсу и сердцу.
Первая категория - несознающие люди, живущие на психологическом уровне материальной природы и интересующиеся только едой, сном и сексом. Этот тип называют примитивным человеком или дикарем.
Вторая категория - люди самосознающие, те, кто живут на психологическом уровне нафса и обладают всеми описанными выше характеристиками, к которым следует добавить также честолюбие, эгоизм, поиск социального статуса. Все эти качества имеют своим источником самолюбие и эгоцентризм. Этот тип называют цивилизованным человеком.
Третья категория - люди, обладающие сознанием сердца. Это те, кто находятся на психологическом уровне сердца, обретя свободу от эго. Они - избранники, обладатели сердца, перешедшие от интеллектуального осознания к видению реальности объектов; они видят вещи такими, каковы они в действительности.
Говоря исторически, можно поставить знак равенства между тремя категориями, упомянутыми выше, и эпохами, через которые проходит человечество. С этой точки зрения современный период можно рассматривать как период самосознания. Человечеству могут понадобиться столетия, чтобы войти в эпоху сознания сердца и построить обещанный рай на земле. Хотя последнее утверждение - это не более чем лелеемая надежда, оно заслуживает внимания, учитывая постоянную устремленность человеческой психики к совершенству.
Мертвое сердце
Когда Хасана Басри спросили, почему его слова не пробуждают спящие сердца его учеников, он ответил: "Если бы они просто спали - ведь тот, кто спит, проснется от встряски. Но ваши сердца мертвы! Сколько их ни сотрясай, они не пробудятся от сна!" (ТА 33)
Малик Динар сказал:
"Я спросил у Хасана, каковы последствия вовлеченности в мирские дела, на что он ответил: "Смерть сердца". Тогда я спросил, что такое "смерть сердца". Он отвечал: "Любовь к мирскому"". (ТА 37)
Харакани сказал:
"Всякое сердце, содержащее что-либо, кроме Бога, даже если это одно лишь богослужение, мертвое сердце". (ТА 697)
Пробужденное сердце
Раби'а сказала:
"О, дети Адама, нет переходных стадий между оком и Богом и нет доступа к Нему посредством языка; понапрасну напрягает ухо слушающий, а руки и ноги - рулевой, ведущий к замешательству. Эта работа для одного только сердца. Стремись обрести сердце, которое пробуждено, ибо, когда сердце пробуждается, не нужно возлюбленной; ведь пробужденное сердце потеряно в Боге, а тот, кто потерян, не нуждается в возлюбленной. Это исчезновение в Боге". (ТА 81)
Сжатие и расширение сердца
Байазид сказал:
"Сжатие сердца происходит при расширении нафса, и наоборот". (ТА 196)
Развращенность сердца
Фодхайл Иадх сказал:
"Существуют две привычки, развращающие сердце: избыток сна и переедание". (ТА 99)
Джавад Нурбахш "Психология суфизма"