Византийские иконы на острове Корфу

Oct 16, 2012 19:25

Оригинал взят у lap_landia в Византийские иконы на острове Корфу
С музеем античности нам катастрофически не повезло. Собирались было его посетить на третью поездку. Долго пытались отыскать. Почти потеряли терпение и силы. Наконец его обнаружили, чтобы наткнуться на сообщение о закрытии экспозиции на трёхлетний ремонт.
Но Керкира никого не оставит без утешения и впечатлений. Особенно того, кто неравнодушен к старинной иконе.
Среди образцов греко-италийской иконописной школы в почти восьмистах местных храмах можно отыскать и работы византийских мастеров. В одной из церквей на набережной даже устроен целый музей с неплохой экспозицией.




Самые старинные иконы собрания отностятся к позднему византийскому периоду. Они вынесены в отдельные от богослужебного пространства залы и сохраняются по всем канонам современной музейной консервации.
Снимать можно было без вспышки и штатива, поэтому "репродукции" с рук получились весьма приблизительные. Но на снимках всё же можно заметить, каким принципам следуют музейные реставраторы в отличие от ремесленников антикварного цеха. Прежде всего в работе используются материалы, обладающие обратимыми свойствами. Все вмешательства должны быть легко удаляемы при необходимости и отличимы от авторской работы. Поэтому после укрепления натуральным клеем из рыбьих плавательных пузырей или органическим желатином утраты грунта и красочного слоя не восполняются "как было", а слегка тонируются пуантелью - мазками акварели в тон утраченных участков.



Как и на предыдущей иконе, это образ святого Иоанна Предтечи, но из другой композиции, называемой "Ангел пустыни".
Здесь и вовсе не было сделано новых дополнений, поскольку утраты велики, а образ ценен. Только по всем неровным краям осыпавшегося вместе с краской грунта проведено укрепление, чтобы остановить дальнейшее разрушение и воспрепятствовать проникновению влаги по откосам. По-видимому икона находилась когда-то в очень влажном помещении и при этом изготовлена с трагическим нарушением технологии - на доску не была положена ткань-паволока под грунт (или это было сделано местами, только на стыках).





И на прекрасном киноварном коне, несущем святого Георгия Победоносца, и на благословляющей Божьей Деснице - тонкие белильные "движки", самые тонкие и светлые штрихи заключительной отделки, символизирующие сияние нетварного света. На самом деле они никогда не бывают чисто белыми, а изготовлены смешением белил, жёлтой охры и капли сажи. При этом на цветном фоне они всё равно оказываются самыми светлыми участками.
Но самый важный вид декоративного украшения, связанного с символикой Света - золочение. Это и сплошной золотой фон икон, и нимбы святых, и тонкие лучики ассиста на одеждах и элементах мандорлы - сияющей Славы Божьей. Если большие участки золочения выполняются с помощью разных видов технологии, ассист можно наносить на рисунок простым томлёным белком. Когда для приготовления связующего яичной темперы отделяется желток, белок не выливается, а взбивается слегка и оставляется в тёплом помещении отстояться опять до прозрачности. Тогда он превращается в удобный клей, которым можно тончайшей кистью нанести штрихи, имитирующие сияние и выложить сверху листики сусального золота. Прибить крепко ваткой или хлебным мякишем и, после высыхания, смести с поверхности толстой беличьей кистью. Золото осыпется, оставшись только в местах рисунка белком.



А это интересный археологический образчик. Бывает так, что под одним поздним образом обнаруживается (или при расчистке, или ультрафиолетовом исследовании) более древний вариант иконы. В церковной реставрации выбирается сохранение только одного из них. Для музейных условий реально провести дублирование - перенесение, после ювелирного отслаивания, верхнего красочного слоя на другую основу. А иногда образы экспонируются в таком, несколько пугающем, виде.



Образ святителя и целителя Пантелеимона в позднее время был переписан поверх древней иконы. Очень наглядно видна разница стилей в изображении руки с ложечкой (лжицей), которой врач даёт лекарство страждущему. Но обе они выполнены мастерски.





Я очень скучаю по иконописи и реставрации. Благодарю Бога за каждый день занятия ими в течение целого десятилетия.


стиль, Бог, свет, ангелы, автор, символ, остров, церковь, терпение, цвет

Previous post Next post
Up