ИНАЙЯТ ХАН "Закон Взаимности ". Глава 2

Feb 10, 2020 21:38

Закон Благотворительности

1

Наш взаимодействия с друзьями

Дружба как ее понимает средний человек что-то немного большее чем знакомство; но в действительности, она более священна чем любая другая связь в мире. Для искреннего человека, вступление в дружбу - подобно входу в врата рая; и посещение своего друга это паломничество к истинно любимому другу.

Когда, в дружбе, возникает мысль: "Я буду любить тебя, поскольку ты любишь меня", или, "я буду делать вам, то что вы делаете мне", эта мысль удаляет всю добродетельность дружбы, потому что это коммерческое отношение распространенное всюду в коммерческом мире: все сделано для получения взамен, и мера дается за меру. Дружба должна быть противоположным полюсом практической стороне жизни; когда человек утомлен эгоистичной средой мира, он чувствует склонность принять убежище в любви и доброте сочувствующего ему друга. Но если здесь в дружбе есть вопрос эгоизма, куда может пойти душа, утомленная и раздраженная эгоистичным окружением мира?

Дружба - точно отдых после дневного тяжелого труда. Человек может говорить или быть с кем-то, кто отличается от всех других в жизни. Но возникает трудность, потому что каждый думает, что его друг должен доказать то что он достоин идеала, и это в конце разочаровывает его. Закон благотворительности учит тому что: доброта чего-то стоит, до тех пор, пока она может противостоять даже вредности; и та доброта ценна которая может противостоять тирании. Не каждая душа готова следовать за этим идеалом и это зависит от того насколько человек силен, чтобы противостоять. При наличии идеала и сохранения его перед собой, человек рано или поздно развивается в этот идеал.

Дружба в жизни используемая для исполнения целей и намерений через любовь и доброту друга - только бизнес. Бескорыстный друг - чист, и такая дружба будет длительной; но




эгоистичная дружба исчезнет. Эгоистичный друг создает эгоизм в сердце своего друга, а бескорыстный друг будет создавать бескорыстие в сердце друга.

Каждый, рано или поздно, получает то что он дает, сердце знает состояние сердца. Поэтому, нет лучшего принципа чем пожелание добра другу, добрый разговор с ним, делание ему добра, со всей сердечностью и любовью; ни на мгновение не иметь даже мысли достоин ли друг нашей доброты, сердечности или любви.

2

Наши дела с родственниками

Наша любовь, доброта, служение и сочувствие есть наша обязанность по отношению к людям в мире, и особенно к тем кто вокруг нас, согласно их ожиданиям. Посторонний конечно ожидает меньше чем знакомый, знакомый ожидает меньше чем друг и друг меньше чем родственники. Поэтому они имеют больше прав просить о нашей любви и служении и наша первая обязанность дать им это. Не имеет значения если они не дают нам того же самого или если они не подтверждают что они достойны нашего идеала. Это ошибка для мудрых людей ожидать от кого бы то ни было чтобы они соответствовали идеалам, когда это так трудно даже для нас самих быть достойными своих собственных идеалов.

Однако, как бы мы высоко ни думали о самих себя, в конце концов на экзамене мы проваливаемся. Поэтому мудро было бы, делать все добро которое мы можем делать тем, кто ожидают его от нас, и особенно тем, кто считают своим правом ожидать его от нас, даже без размышления возвратят ли они его нам или заслуживают ли они этого.

Есть некоторые, кто поддерживают своих родственников с гордостью. Принятие части таких отношений с гордостью и постоянство в них правильны, это - первый шаг к человеческому братству. Человек не может прыгнуть сразу к всеобщности. Есть те кто имеют вид естественной ненависти к своим родственникам, и они любят тех кто не имеет никакой связи с ними. Но они ошибаются человек который не может любить собственного брата никогда не будет способен считать другого человека братом, потому что он пренебрег изучением этого урока дома. Далекий от ненависти к своим родственникам, мудрый человек не будет ненавидеть даже своего врага. Ненавидя родственников за их бесполезность вы делаете их еще более недостойными; тогда как любя их, однажды, вы будете способны вытянуть ценность которую вы ищете в них.

Гармония дома распространяется и делает мир для нас гармоничным; а негармоничность дома распространяется по всему миру и строит для нас негармоничный мир. Например, человек который поссорился дома ушел в Китай и обосновался там чтобы иметь покой, он принес с собой дисгармонию в Китай и никогда, всю свою жизнь он не будет в покое.

Каким бы плохим ни было наше расположение в жизни, если мы пробуем наилучшим образом управлять ситуацией, это намного лучше и величественнее чем желание изменить ситуацию, которое является ничем иным, как слабостью. Это так замечательно когда среди родственников есть гармония между братьями и сестрами, связь любви и гармонии между мужем и женой, и особенно любовь и преданность между родителями и детьми. Истинно, нет большего света чем любовь.

3

Наши взаимодействия с нашими служащими

Мы так располагаемся в жизни что в любом нами занимаемом положении мы никогда не бываем независимы, мы всегда не самодостаточны. Поэтому, каждый индивидуум зависит от помощи других и другие зависят от его помощи; только положение человека одного среди многих получающих помощь становится более низким в глазах тех немногих, которые считают себя могущими помочь.

Это делает каждого человека господином равно как и слугой. Все же каждый в опьянении своего господства забывает свое место слуги, и смотрит на того кто ему помогает как на своего слугу. Мудрые, чьи чувства пробуждены, глубоко размышляют над этим вопросом и стараются избегать всякой возможности даже подать идею слуге о его службе, стараясь как можно меньше оскорблять или ранить его чувства. Мы все равны, и если мы имеем помощников, обслуживающих нас в жизни, нам следовало бы чувствовать себя скромными и благодарными за эту привилегию, вместо того чтобы делать униженным положение нашего слуги.

Это мудро избегать взваливания собственного бремени на другого, какой бы возвеличенной ни была наша позиция в жизни. Это правильно разделять работу со слугой, как бы унизительно это ни казалось; в жизни нет ничего такого унизительного что мы не могли бы делать. Если человек может делать определенную вещь он из-за своего более высокого положения не должен оставлять это делать бедному человеку. Необходимо принимать помощь; но это правильно делать все что входит в жизнь, независимо от богатства, власти или положения.

Мораль древнего человека была такова, что слуга рассматривался как ребенок в семействе и ему никогда не давали чувствовать, что он был более низким чем члены семьи. Нельзя совершить более великого греха чем нанесение раны чувствам того, кто служит нам и зависит от нашей помощи. Однажды Пророк услышал, что его внук назвал слугу по имени. Услышав это он сразу сказал внуку: "Нет, дитя, это неправильно так обращаться к старшим. Ты должен называть его "дядей". Это не важно, что он служит нам мы - все слуги друг другу, и мы равны на взгляд Бога".
Есть строфа у Махмуда Газнави: "Император Махруд, который имел тысячи рабов ждавших его зова, стал рабом своих рабов когда любовь стала изливаться из его сердца". Никто не кажется нам ниже, когда наше сердце зажглось добротой и наши глаза открыты для видения Бога.

4

Наши взаимодействия с хозяевами

Это естественно для каждого человека иметь господина, от нищего до короля. Нет души на земле, которая ни была бы под чьим-то контролем и в ожидании команды к действию: в школе от учителя, в армии от командира, в мастерской от десятника, в нации от короля или президента. Нет аспекта жизни который бы освобождал человека от этого. Таким образом это мудро действовать по отношению к превосходящему нас с учитыванием того что он ожидал бы от подчиненного.

Преданность, уважение, хорошие манеры, искренность и внимание всегда необходимо проявлять в жизни при взаимодействиях с вышестоящими; и тот кто испытывает недостаток в них, найдет, что в других также недостает того чего он от них ожидает. Ребенок который нагл с родителями всегда увидит дерзость в собственных детях; человек который был резок со своим начальником, будет всегда встречаться с резкостью в своих слугах. Это закон природы. Поэтому почтительные манеры и доброжелательность к своему господину в любом аспекте жизни всегда стоящи.

5

Наши взаимодействия со знакомыми

Человек всегда должен стараться развить знакомство в дружбу, по крайней мере где это возможно; но где это невозможно он должен хотя бы пытаться продолжать знакомство вместо движения от знакомства к отчуждению. Человек всегда задается вопросом, как он может стать другом для каждого, дружба такая редкая вещь; так что он возможно ждет ее со своими высокими идеалами всю жизнь и не встречает себе идеального друга. И таким образом он пропускает мимо всех тех с кем он знакомится, или же избегает случаев дружбы с ними, думая что они не достойны. Легко любому человеку сказать что другой не достоин быть другом, но он не знает насколько он сам достоин этого.

Поэтому мудрые благодарны, когда они видят кого-то с более или менее дружественной наклонностью к ним, и делают все самое лучшее для такой возможности, получая три выгоды от этого: первая, что будучи друзьями люди развивают в себе дух дружелюбия; второе, что он добавляет еще одного к кругу друзей; и третье, радость обмена любовью и добрыми чувствами, которые являются более великими и лучшими чем что-либо в мире. Нет ничего кроме пользы в расширении круга друзей, и здесь нет ничего кроме потери когда человек теряет друга из своего круга.
Человек должен смотреть на знакомство как сеяние семян дружбы, не как на ситуацию принудительную для кого-то; тот кто поворачивается спиной к человеку и смотрит на него с презрением, тоже делает по отношению к Богу. Думать: "Этот человек возможно неценен; этот человек не имеет никакой важности", непрактично, и сверх того быть недобрым. Поскольку все вещи имеют свое употребление и с цветами, и с шипами, сладкие и горькие, так и все люди используются некоторым образом; в каком бы они ни были положении, к какому классу, какой расе, какой касте они бы ни принадлежали, нет никакой разницы.

Дружба с добрым и плохим, с мудрым и глупым, с высоким и низким, одинаково выгодна, будь то для нас самих или для другого. То что имеет значение, это если другой извлекает пользу из вашей дружбы. Разве вы не хотели бы извлекать пользу из дружбы с кем-то еще? Тот мудр, кто обращается со знакомым как с другом и тот глуп, кто обращается с другом как со знакомым и тот совсем невозможен, кто обращается с друзьями и знакомыми как незнакомцами; ему вы ни чем не сможете помочь.

суфизм

Previous post Next post
Up