ИНАЙЯТ ХАН "Закон Взаимности ". Глава 1

Feb 09, 2020 22:40

Взаимность

В делах с другими мы должны сначала рассмотреть в каких отношениях мы состоим с ними а затем уже рассматривать чего бы мы хотели со стороны того, кто связан с нами таким же как и мы с ним. Во всех хороших делах мы должны делать больше того что мы ожидаем от других, а в неблагоприятных действиях мы должны делать меньше того что бы мы могли ожидать со стороны других людей.

Обязанность сперва рождается в уме когда мы рассматриваем в каких отношениях мы состоим с нашими родственниками, соседями, с согражданами, людьми нашей нации и нашей расы, и с людьми в большом мире. Например, покровительство оказанное соседу и игнорирование родственника в доме, сочувствие, оказанное иностранцу, в то самое время как мы чувствуем горечь по отношению к своей собственной нации, эти поступки, какими бы они ни были бескорыстными и широкомысленными, нежелательны. Это точно также, как пытаться делать эскиз с человеческого лица в то время когда мы только узнали, как рисовать прямую или параллельную линию.




Милосердие начинается дома. Мы сперва должны начать практиковать сочувствие к тем, кто связан с нами, по отношению к кому мы имеем обязанность заботиться, как о них самих, так и об их интересах. Но вместо расширения наших симпатий, мы держимся в пределах нашего собственного маленького круга; таким образом в жизни мы никогда не сможем развиваться к высшим человеческим стандартам. Это - один из недостатков современной цивилизации, которая сама себя ограничивает националистическими мыслями и никуда не продвигается дальше. Всеже даже это лучше чем такое свободомыслие, которое оказывает покровительство посторонним и пренебрегает или допускает немилость к тем кто с нами связан.

Лучший способ состоит в постепенном расширении наших симпатий, при учитывании своих обязанностей по отношению к другим, постепенно расширяя их от тех, кто нам ближе всего, к тем, кто наиболее отдален. Смысл великодушия и готовности должен идти рука об руку с обязанностями; если это не так, вместо благословения это становится проклятием.

2

Взаимодействия с друзьями
В дружбе мы должны понимать что друг находящийся в худшем жизненном положении нежели чем мы или более бедный - не должен ни на мгновение таковым себя считать. Если это - друг, в каком бы состоянии он не оказался или какое бы положение он ни занимал, на него нужно смотреть как на равного; и тот же самый дух равенства нужно удерживать в уме имея дела с другом, каким бы высоким ни было его положение. Соглашаться с ним нужно не больше чем это необходимо для его развития. Чувства различия нужно избегать в каждом аспекте нащих дел с друзьями. Между истинными друзьями не должно быть никаких тайн.

Использование же дружбы с эгоистическими мотивами - подобно смешиванию горчайшего яда с розовым сиропом; необходимо быть готовым, без малейшего колебания внимательно служить другу при всякой жизненной возможности не ожидая от него хоть на мгновение какой-либо благодарности или платы.

Друг, в истинном смысле слова, находится теснее и ближе чем наша собственная семья, родственники, соседи, нация и раса. Тайна друга должна оберегаться как собственная тайна; ошибку друга человек должен скрывать как свою собственную ошибку; честь друга должна рассматриваться как собственная честь; враг друга должен расцениваться как наш враг; друг друга должен рассматриваться как наш друг. Человек не должен хвастаться дружбой, но должен практиковать ее, претендующие на дружбу часто фальшивы. Другу в отчаянии должно быть дано утешение; во время бедности - необходимая поддержка; при недостатках друга необходимо снисхождение; в неприятностях, нужно оказать ему помощь; в его радости, будет правильно радоваться.

Быть сегодня дружественным, а завтра нет нельзя ни на мгновение назвать дружбой; ценность дружбы в постоянстве. Воздержанность, терпение, и терпимость - единственные состояния, которые сохраняют объединенными два отдельных сердца. Есть хиндустанское высказывание Семана о дружбе: "Поддерживай друга во время его нужды, подобно тростнику на речном берегу". Когда человек тонет и хватается за тростник, это спасает его если тростник силен; а если нет, тростник тонет вместе с ним.

3
Наши взаимодействия с врагами

Взаимодействия с врагом должны рассматриваться с большей деликатностью, чем наши отношения с другом. Человек обычно упускает этот факт из виду когда он имеет различные дела с врагом, в то время как он внимателен к другу. Иногда человек оскорбляет врага, ужасно этим портя собственные свойства или привычки и делая при этом врага еще более оскорбленным. Так, постоянно останавливаясь на ошибках врага он впечатляет собственную душу теми же самыми ошибками, а фокусируя их на душе врага; даже если у того нет таких ошибок, они могут развиваться в нем посредством отражения и заставить этого человека стать еще более горьким врагом.

Также немудро недооценивать горечь врага и его мощь в причинении зла, равно как и переоценивать их. Очень часто человек, ослепленный своим эго, не в состоянии оценить мощь врага, и говорит: "О, что может он сделать? Чего я боюсь?", давая при этом своему врагу импульс и возможность атаковать. Это - поражение. Хранение устойчивости и
спокойствия при таких обстоятельствах - победа. Жалоба на вред причиненный врагом есть слабость; избежание этого, принятие предосторожности, обращение лицом к этому вреду с силой и проверка его всей своей мощью - вот стоящая вещь. И весьма мудро пользоваться критицизмом врага, это помогает в исправлении себя; и это глупо, когда человек высмеивает критику, считая себя слишком хорошим.

Случаи мести, "око за око и зуб за зуб" правильны только тогда когда человек уверен, что доброта и прощение не возимеют никакой силы над твердым сердцем врага, но напротив сделают его хуже. Но пока есть шанс встретить месть врага добротой, вышеозначенный закон не должен применяться. Лучше сдержать врага прежде, чем он может подняться против нас; и будетт правильным повергнуть того, кто на нас поднялся.

Также мудро быть бдительным к движениям врага, и предохранять себя от них; и это глупо быть охроняемым и позволять врагу защищаться против нас. Правильно любым возможным способом уменьшать мощь врага и увеличивать собственную мощь делая ее больше чем сила врага. Также правильно знать тайну врага; и более чем правильно хранить свою тайну от него.

Нужно принять предосторожность, чтобы никто не стал нашим врагом; и особая осторожность должна быть принята, чтобы удержать друга от превращения во врага. Будет правильно любыми средствами, простить врагу и забыть его вражду если он искренне желает этого; и совершить первый шаг в установлении дружбы, вместо того чтобы удалятся от дружбы удерживая в уме яд прошлого, это также плохо как сохранение старой болезни в системе (организма).

4
Различие рангов

Мы находим две склонности, работающие в различных людях: признание рангов, и непризнание их. Первое может быть замечено, когда человек говорит: "Он - мой руководитель; он - мой профессор; она - моя мать; он - дядя моего отца; поэтому я должен считаться с ним или с нею". А другая тенденция когда мы видим, что говорят: "Почему меня должно заботить, что он - глава в моем офисе? Меня не заботит, что он старше меня по возрасту; меня не беспокоит, что она - моя тетя; почему я должен заботится, что он - дедушка моей матери?" Мы видим в одной склонности мягкость а в другой дух (независимости) и предпочитаем их согласно нашей природе. Если мы - живы или энергичны мы любим дух независимости; и если мы нежны, мы предпочитаем мягкость.

Суфий не верит в односторонние тенденции, он говорит, что необходимы и дух и мягкость; и то и другое требуется в соответствующих случаях. Возникает вопрос, как мы должны действовать: когда нам надо было бы проявлять дух, а когда мы должны бы были полажиться на мягкость.

Дух нужно проявлять, тогда когда мы принуждены обстоятельствами, ситуацией, находимся в подчинении; там необходим дух, чтобы освободить себя и быть независимым. Но использование духа - не простой вопрос. Пламя спички не может противостоять (движению) воздуха; чтобы противостоять воздуху, вы должны иметь факел. Поэтому
энергичны по глупому те кто восстают против своих жизненных состояний и падают, потому что их дух испытывает недостаток силы и мощи. Для них необходимы терпение и постепенная настойчивость, с храбростью и глубокомысленностью. Но когда мы нравственно побеждены чьей-то любовью и добротой, такой как забота матери, защита отца, советом пожилого друга, сочувствием соседа, теми, кто показывают нам правильный путь в жизни, тем, кто может вести человечество к свету, это никогда не будет подчинением, но только великодушием с нашей стороны, дабы считаться с их величием, почитать, уважать и повиноваться им. Однако с ними со всеми нельзя иметь дело одними и теми же словами, или обращаться к ним ко всем одним и тем же способом. Коран говорит: "Мы создали среди джиннов и людей индивидуумов всех рангов". Таким образом, мы должны различить, до какой степени необходимо проявлять мягкость достойным душам.

5

Наше взаимодействие с Богом

Бог для суфия - не только Царь небесный, или идеал для поклонения, но друг, возлюбленный, ближе и дороже всего прочего в мире; и наши дела с Ним должны быть как дела серьезного поклонника со своей возлюбленной. Когда приходит время для поклонения, мы должны поклоняться Ему как солдаты, салютующие своему королю, что является их обязанностью; но во время общения мы должны общаться с Ним как это делал бы поклонник со своей возлюбленной.

Все вещи делаемые нами, которые чисты, идеальны, и удовлетворительны для других, мы должны приписывать Богу; а во всех вещах делаемых нами которые неидеальны, неудовлетворительны для других, мы должны обвинять себя. Потому что все что приходит из совершенства, идеально и удовлетворяюще поэтому хвала принадлежит Ему, кто один достоин похвалы; а то что неидеально и неудовлетворительно приходит из несовершенства, которое представляет наше несовершенное "Я". Каждое действие доброты, которое мы совершаем для другого человека мы должны делать для Бога; и тогда там не будет разочарования. Если мы делаем что-то для человека, которого мы любим и которому доверяем, но кто по прошествию времени может оказаться недостойным нашей любви и незаслуживающим нашего доверия, мы становимся разочарованными и обескураженными в делании добра другому или в оказании ему доверия.
Мы каждодневно должны давать отчет Богу, нашему божественному Идеалу; класть перед Ним наши недостатки, смиренно каяться не пропустив хотя бы день, и просить о помощи у Того, кто всемогущ, дать нам силу и храбрость чтобы завтра поступать лучше.

Мы никогда не должны гордиться своими хорошими делами, Его доброта больше чем самое большое добро, которое мы могли бы когда-либо сделать. Гордость производит в нас ложное тщеславие, единственную завесу, которая скрывает Бога от нашего взгляда. Таким образом мы должны начать чувствовать Его присутствие; и конечно через какое-то время Он станет живой сущностью перед нашим взглядом, и все что будет казаться мертвым, спасет лишь Он один, живое Существо. Когда эта стадия достигнута, тогда начинает божественное общение.
6

Как принимать дела других по отношению к нам

Постоянным изучением жизни, Суфий понимает что человечество, которое утверждает что оно наиболее справедливо во всем творении, в конце концов, может быть обнаружено как наиболее несправедливое. Человек - вообще справедлив, когда он судит другого, но он несправедлив, когда вещи касаются его самого, хотя он не осознает этого. Он также называет это правосудием. Поэтому урок который учит Суфий через закон о взаимности, должен считать естественной вещью когда несправедливость проявляется другими; но он пытается в каждом деле с другими быть настолько справедливым насколько это возможно. Он допускает несправедливость других, настолько насколько позволяет ему состояние его эволюции, но когда он видит, что это невыносимо, он сопротивляется этому с объяснениями, с убеждением, и даже с угрозой. Но терпимость, с которой он пропускает несправедливость других существует только для других; когда это приходит в его дела с другими, он не допускает даже малейшей несправедливости со своей стороны. Чувство справедливости не одно и тоже в каждом человеке; оно согласуется с его эволюцией и его идеалом.

Благосклонное поведение в других должно быть принято благосклонно; резкое поведение других, мы должны принимать с улыбкой жалея их в уме за то что они недостаточно развиты, дабы быть мягкими в своих делах. При делании добра другим первое что должно рассматриваться, это то что оно должно быть бескорыстно, не ради оценки или награды. Тот кто делает добро и ждет награды - рабочий добра; но тот кто делает добро и пренебрегает этим господин добра. Он выгравировал или запечатлел добро на вселенском сознании, и эхо этого будет ничто иное как добро.
7

Как принимать дела друзей с нами

Это всегда смущает глубокомысленного человека, решиться на правильный путь действия, когда он контактирует с людьми различных характеров и различных ступеней эволюции; и справедливо-мыслящий человек озадачен, когда в дружбе он должен встает перед дурными делами со стороны друзей. Первое что существенно понять в дружбе, это то что человек должен быть медленным в создании дружбы, и еще медленнее в ее разрушении. Дети становятся друзьями тысячу раз в день; и тысячу раз они борются из-за небольших вещей и становятся недружественными. Если взрослые люди делают тоже самое, это сразу показывает провидцу степень их эволюции.

Рассматривание действий других людей по отношению к нам не должно взвешиваться против наших дел с ними; "Я" всегда более дорого каждому, и при взвешивании наших дел с другими мы конечно придаем им больше веса, не придавая того же веса взаимодействиям других людей с нами. Поэтому, чтобы создать равновесие, мы должны всегда считать что добрый поступок, хорошая мысль, небольшая помощь, некоторое уважение проявленное к нам другими, есть нечто больше нежели бы мы сделали тоже самое нашему другу; но оскорбление, вред, причиненный нам, разочарование вызванное у нас другом, нарушением обещания, обманом, или чем-нибудь, что мы не любим со
стороны друга, должно быть принято с меньшим порицанием чем то, если бы мы сделали тоже самое. Каждое хорошее и доброе действие друга нам следовало бы очень ценить; а тоже самое сделанное нами другу мы должны считать недостаточным. Друга мы должны обвинять меньше за его дела достойные порицания; но за делание того же самого нами самими мы должны больше обвинить себя.

Это устанавливает равновесие; и это - истинная взаимность. Человек, который каждый день приобретает друзей и ломает дружбу на другой день, остается без друзей всю свою жизнь; но тот, кто милостив к другу и в делах строг к себе оказывается достоин иметь истинного и хорошего друга в жизни.

8

Как принимать дела наших врагов

При взаимодействии с нашими врагами нужно иметь в виду что существует возможность преувеличенного воображения; так небольшая несправедливость совершенная врагом, кажется горой несправедливости, в то время как небольшое добро, выполненное другом кажется горой добра. Робкий оценивает врага выше того, чем тот является; а глупый оценивает врага меньше его реальной силы.

Согласно закона взаимности, позволить врагу оскорблять или вредить - ошибка; плата оскорблением за оскорбление и вредом за вред - единственная уравновешивающая вещь. В делах с врагами человек должен сначала сравнивать его с самим собой в разумности и силе; и рассмотреть возможно ли противостоять ему и его вражде. В случае где это возможно, с силой, храбростью и разумностью, мы должны прижать его к земле прежде чем он это сделает с нами, при вражде первый удар преимущество начинающего. Там где мы находим себя более слабыми или меньшими чем наш враг лучшая вещь состоит в том чтобы не показывать вражду, пока мы не развили силу противостоять ему; ждать с терпением и доверием пока не придет время и до тех пор хранить мир и гармонию. Это - не обман в смысле взаимности.

Это против мудрости, позволить кому-то стать нашим врагом если мы можем помочь этому не произойти. Мы должны всегда воздержаться от этого, и быть осторожными во всех жизненных делах, чтобы мы не заставили кого-то стать нашим врагом; врагов которых мы имеем в жизни - достаточно. Но врагу никогда не должна быть показана слабость; всегда показывайте ему вашу сильную сторону. Никогда не давайте ему случая подготовить удар и мы должны видеть, что он получит удар от нас прежде, чем он приготовится.
Но равно с нашей стороны не должно быть даже момента задержки в том чтобы быть дружественным или в усилиях по гармонизации если враг этого желает; мы не должны терять ни минуты в установлении дружбы с ним если это в нашей власти. Человек должен быть всегда готов стать другом врагу, и пытаться делать для этого все самое лучшее, кроме того случая если делая это он будет добавлять врагу тщеславия.

Наиболее нежелательно первому начинать вражду. Тот, кто так поступает, наиболее достоин порицания, и с его стороны должно идти усилие по установлению гармонии.
Иногда, горько думая о ком-то мы производим вражду в его сердце, которой прежде там не было; это только выскочило из нашего воображения. Тоже самое правило применяется в дружбе. Если мы сильно, с любовью думаем о ком-то, даже о враге, сила нашего ума превратит врага в друга.

9

Взаимодействия согласно рангу

Взаимоотношения с другими различаются по своей природе согласно нашему отношению с ними. Например, когда близкий компаньон сказал что-то дразнящее нас, мы принимаем это как шутку; беря во внимание, что те же самые слова, которые говорит наш слуга, или человек, который не так близок к нам чтобы шутить, мы будем принимать это как оскорбление. Это показывает что ни дела, производят результат, но наши взаимоотношения с другими это то что меняет результат. Диктат со стороны родителей, учителей, пожилых людей, или превосходящих нас по работе, в бизнесе, богатстве, положении, или понятиях, - не так трудно принимаемо как то что идет от более молодого человека, низшего по положению или лишенного понятий.

Это всегда мудро связываться с равным по мысли, положению и силе, всегда пытаясь прогрессировать и входить в еще более высокий круг, не просто через амбицию, но потому что мы приспособлены для этого. В каждой жизненной возможности необходимо сохранять чувства собственного достоинства; и мыслью, речью и действием мы должны охранять самих себя от унижения.

Если другой человек, без причины, плохо или несправедливо обращается с нами, мы должны бороться против этого, и поступая так доказывать, что взаимодействие было несправедливо. Но если мы сами ошиблись, мы должны обвинять самих себя перед обиженным нами. Если кто-то поступает с нами намного лучше чем мы того заслуживаем, мы не должны забывать о том факте, что мы не заслуживаем его хорошего обращения; мы должны считать это добром с его стороны. Если мы находим, что мы заслужили хорошее обращение со стороны других, мы не должны принимать это как что-то такое, чем можно было бы гордиться или быть тщеславными; но мы должны принимать это для укрепления надежды стать еще лучше, так, чтобы доброта Бога могла проявляться через нас.
10

Взаимодействие Бога с нами

Это общий случай в жизни, что человек приписывает приятные переживания своей собственной ценности, а неприятные он считает Божьим гневом. Правильный способ рассматривать этот вопрос так, что каждый приятное переживание должно считаться как Его великое милосердие, за нашу очень маленькую доброту, которая не может быть сравнима с милосердием Бога, как поддержку, чтобы мы могли увеличить доброту в себе; а каждый неприятный опыт должен рассматриваться как маленький гнев Бога за наше великое зло. Это дает нам урок как воздерживаться от зла; и нужно видеть Его милосердие в обоих случаях; в первом оно очевидно, а в последнем скрыто.
Мудрый человек - тот кто держится или даже балансируют между верой и страхом: это такая вера в милосердие Бога, что он говорит: "Если весь добродетельный мир был бы утоплен, а я с моей верой в Его милосердие должен был бы быть спасен подобно Ною в его ковчеге"; и такой страх, что он говорил бы: "Если целый злой мир был бы спасен, я бы принял для себя гнев Божий, как испытание". Те, кто не понимают этой морали, склонны сбиться с пути, видя злых - наслаждающихся собою, и глядя на страдающих - добродетельных.

Мир и его жизнь - иллюзия для необученного глаза. Он вводит в заблуждение, озадачивает и создает замешательство во взгляде человека; и первый шаг в правильном направлении это наблюдать удовольствие и неудовольствие Бога, близко наблюдая жизнь; и постоянно пытаться идти по пути Его удовольствия, и воздержаться от принятия пути тех, кто действуют к Его неудовольствию.

суфизм

Previous post Next post
Up