Оригинал взят у
vladimirdar в
Доходный дом страхового общества «Россия» или Где работал Михаил Булгаков в 1920-х. Часть 1.
Всего 59 фото
Сегодня мы в подробностях узнаем об одном из безусловных архитектурных шедевров Старой Москвы - Доходном доме страхового общества «Россия». Комплекс зданий в стиле эклектики с элементами неоренесанса и модерна состоит из двух доходных домов, построенных в Москве в 1899-1902 годах для страхового общества «Россия» по проекту штатного архитектора общества Н.М. Проскурнина, а также с помощью А.И. фон Гогена при участии В.А. Величкина и имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Дома расположены по адресу: Сретенский бульвар, д. 6/1, стр. 1 и 2. Этот, даже по современным меркам, внушительный жилой комплекс занимает практически целый квартал вдоль Сретенского бульвара. Доходный дом имеет свою славную историю. Для нас также интересно то, что именно здесь в 20-х годах работал Михаил Булгаков, автор бессмертного романа «Мастер и Маргарита»…
Поначалу я планировал сделать одну статью о доходном доме страхового общества «Россия». Но, в процессе фотосъемки оказалось, что это целый архитектурный оазис и вселенная, - дом меня просто «поглотил». Я долго обходил его и с явным удовольствием и «погружением» рассматривал, снимал его удивительные фасады и многочисленные затейливые архитектурные детали. Материала оказалось достаточно много. Попытавшись сократить объем визуальной информации, я понял, и, что выхода только два, - дать в одном посте сильно сокращенный вариант об этом доме (а в результате будет потеряно очень много интересного), - или подготовить обстоятельный отчет об этом градостроительном шедевре в двух частях. Материалов в сети об этом доме очень много, но подробного фото отчета я так и не встретил. Поэтому был принят второй вариант, который предусматривает две части рассказа о внешнем облике и образе этого дома. Кроме того, о нем есть довольно много любопытной информации и мне захотелось сделать некий содержательный текстовый дайджест. Таким образом, этот материал не для дежурного утомительного пролистывания, а для тех, кто действительно хочет подробностей «и по-больше»!)
В первой половине дня было яркое солнце, - я поспешил отснять этот дом, но, вскоре, набежали тучи и мне пришлось довольствоваться наличием хмурого белесого неба. Но, с другой стороны, когда нет яркого солнца, то нет и резких теней, так, что не будем огорчаться и попробуем рассмотреть этот, современными словами, элитный жилой комплекс начала XX века во всех подробностях.
Тургеневская площадь. Январь 2017 г.
02.
В начале XVIII века на этом участке по адресу Сретенский бульвар, 6 /1 находились палаты, принадлежавшие архиепископу Феофану Прокоповичу.
03.
С 1742 года здание занимал почтамт, находившийся здесь до первой половины XIX века. В 1872 году здесь было построено здание для панорамы «Царь-град», спроектированное архитектором В.Н. Карнеевым. В 1886 году его перестроили по проекту архитектора Д.Н. Чичагова для народного театра «Скоморох», созданного известным антрепренером М.В. Лентовским. В 1895 году здесь состоялась премьера пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы», на которой присутствовал сам писатель.
04.
Здание был оснащено самыми современными в то время системами отопления, водоснабжения, канализации и вентиляции, а также электрическими лифтами. Воздух, подававшийся в помещения вентиляционной системой, фильтровался, увлажнялся и подогревался. Вода поступала в дом из артезианской скважины. Электричество вырабатывала собственная электростанция. В подвале и на чердаке находились прачечные. По слухам, из подвала здания имелись выходы в систему московских подземных ходов.
Слева (на фото ниже) - Фролов переулок, что ведет к Боброву переулку. Здание своим парадным фасадом выходит на Тургеневскую площадь и является ее изысканнолй архитектурной доминантой, несмотря на расположенное на площади «выпендрежное» уродливое здание бывшего Лукойла напротив и внушительное здание банка ВТБ-24.05.
Дом на Сретенском бульваре был одним из самых технически совершенных и комфортабельных зданий Москвы начала 20 века. В нем было 148 комфортабельных квартир площадью от 200 до 400 квадратных метров. Высота потолков в разных квартирах варьировала от 3.8 м. до 4.2 м. В подвале дома размещались восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Система вентиляции не только подавала в помещения свежий воздух, но и фильтровала и увлажняла, а при необходимости и подогревала его! Электроснабжение и освещение дома обеспечивала собственная электростанция, работающая на нефти. Питьевая вода добывалась из артезианской скважины, имеющей глубину 50 метров. В доме имелись электрические лифты. Во всех квартирах были кухни с готовочными печами и мойками, отдельные ванные и ватерклозет. В подвале и на чердаке дома размещались прачечные. В Доме никогда не было мусоропровода, нет его и в наши дни, как сообщают источники. В поликлинике Академии наук, которая занимает отдельную парадную со стороны Фролова переулка, сохранились замечательные камины, а под крышей находится атриум, но свободного доступа туда нет.
06.
1 апреля 1910 года в здании страхового общества «Россия» была открыта Смотровая площадка на угловой башне, на которой имелось кафе и центр страхования «мелких абонентов».
07.
08.
Квартиры в доходном доме были очень дорогими, и снимать их могли только состоятельные люди. В 1909 году в одной из квартир бывал И.Е. Репин, где он писал портрет жившего там доктора П.А. Лезина. В квартире № 85 до революции размещалось правление Футбольной лиги.
09.
Под «теремком» башни закреплен колокол с надписью «Домъ страховаго общества Россiя на Срътенскомъ бульваръ 1899-1902 г. Москва завода П.Н.Финляндскаго». У колокола изначально не было «языка». Если у него он и был, отбивавший часы или четверти, то язык колокола в настоящее время утрачен. Следов крепления, как сообщают источники, визуально нет. В 2007 году компанией «Светосервис» на башне были установлены новые электронные часы.
10.
Камины в Доме не декоративные, как это часто бывало в постройках начала XX века (пример, особняк Петра Смирнова, архитектор Ф.О. Шехтель), а действующие. Камины и дымоходы до сих пор находятся в рабочем состоянии, но из соображений пожарной безопасности правление ТСЖ рекомендует жильцам не пользоваться ими. В квартирах есть и печи; они расположены не только в жилых комнатах, но и на кухнях (использовались для приготовления пищи).
11.
После революции здесь размещались: Главное артиллерийское управление Красной Армии, Комиссариат просвещения (где работала Н.К. Крупская), бывал Ленин… В Доме в разное время жили учёные М.И. Авербах, Б.Д. Греков, Н.С. Курнаков, Н.Н. Лузин, И.Е. Тамм, А.Е. Ферсман, Р.Ф.Геккер, известный математик, автор популярного сборника задач для поступающих в вузы М.И.Сканави, артист Н.П. Хмелёв, балерина Наталья Бессмертнова. Из наших современников - выдающийся хореограф Ю.Н. Григорович и семья известных музыкантов Сканави, микробиолог с мировым именем С.С. Абызов, профессор Высшего театрального училища им. Б.В.Щукина Галина Викторовна Морозова.
12.
Обычно мы проходим мимо таких домов, по привычке скользим отсутствующим взглядом по фасадам и ничего не замечаем, погруженные в свой внутренний и не всегда спокойный мир. Но этот дом мягко и ненавязчиво заставляет сознание встрепенуться и обратить свое внимание на изысканный и затейливый декор его фасадов.
13.
14.
15.
16.
Архитектурные элементы фасада могут привести внимательного наблюдателя в сдержанный восторг.
Это и стаи летучих мышей, богини, амуры, лорелеи...
17.
18.
19.
На фасаде множество ажурных балконов...
20.
Страшновато-удивительные, и одновременно симпатичные химеры...
21.
Множество декоративных арок, портиков и фризов.22.
23.
А вот и летучие мышки, а может, и летучие собаки... - в основании декоративной опоры эркера главного фасада здания.
24.
Ле Корбюзье, предлагавший Сталину кардинальный снос строений Старой Москвы, считал этот дом самым красивым в столице и уничтожать его не планировал.
25.
26.
Сейчас мы заглянем во двор дома номер 6/1. Это ракурс со стороны Сретенского бульвара.
Декоративная башенка с двумя рядами машикулей в верхней её части, наполняет тебя романтическими чувствами...
В этой башне в советское время находилась мастерская художника Кабакова...
27.
28.
В 1920 году Литературный отдел вошел в состав Главполитпросвета Наркомпроса и переехал на Сретенский бульвар, 6 (тогда - дом номер 4), в это грандиозное здание уже бывшего страхового общества «Россия».
«...То был довольно внушительный зал, обширное, но пустынное помещение, в глубине которого за единственным конторским столом, застеленным газетной бумагой, сидел пожилой человек в серой папахе и в теплом, наброшенном на плечи пальто», - пишет А. Эрлих, один из первых сотрудников ЛИТО. Вот тогда-то, 1 октября 1921 года, оторвав дверную ручку, и появился на пороге Литературного отдела Михаил Афанасьевич Булгаков. Это было его первое после переезда в Москву место работы.
29.
«...ЛИТО? В Москве? Да, Максим Горький. На дне. Мать. Больше кому же? Ду-ду-ду... Разговаривают... А вдруг это Брюсов с Белым?.." - пишет Булгаков в "Записках на манжетах". "Да я не туда попал! ЛИТО? Плетеный дачный стул. Пустой деревянный стол. Раскрытый шкаф. Маленький столик кверху ножками в углу. И два человека. Один высокий, очень молодой, в пенсне. Бросились в глаза его обмотки. Они были белые, в руках он держал потрескавшийся портфель и мешок. Другой, седоватый старик с живыми, чуть смеющимися глазами, был в папахе, солдатской шинели. На ней не было места без дыры, и карманы висели клочьями. Обмотки серые и лакированные, бальные туфли с бантами...»...
30.
«...Историку литературы не забыть: в конце 21-го года литературой в Республике занималось 3 человека: старик (драмы; он, конечно, оказался не Эмиль Золя, а незнакомый мне), молодой (помощник старика, тоже незнакомый - стихи) и я (ничего не писал). Историку же: в ЛИТО не было ни стульев, ни столов, ни чернил, ни лампочек, ни книг, ни писателей, ни читателей. Коротко: ничего не было» («Записки на манжетах»).
31.
«...1 декабря 1921 года ЛИТО не стало. Да и был ли он? Да, что-то было в бывшем доме страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре, в доме № 4, подъезде 6, 3 этаже, квартире 50, комнате 7...».
Кованая ограда между двумя корпусами доходного дома изготовлена по рисунку О.В. Дессина...
Вызывает она очень сильное впечатление.
32.
33.
34.
Мы заходим во двор бывшего доходного дома страхового общества «Россия». Очевидно в этом дворе находилось ЛИТО, а точнее его подъезд.
Мастер описал процесс получения зарплаты в Лито как образец молодого советского бюрократизма:
«...Сегодня я получил деньги. Деньги! За десять минут до того, как идти в кассу, женщина в первом этаже, которая должна была поставить последнюю печать, сказала: «Неправильно по форме. Надо задержать ведомость». Не помню точно, что произошло. Туман. Кажется, что я что-то болезненно выкрикнул. Вроде: «Вы издеваетесь надо мной?» Женщина раскрыла рот: «А-ах, вы так...» Тогда я смирился. Я смирился. Сказал, что я взволнован. Извинился. Свои слова взял обратно. Согласилась поправить красными чернилами. Черкнули: «Выдать». Закорючка. В кассу. Волшебное слово: касса. Не верилось даже тогда, когда кассир вынул бумажки. Потом опомнился: деньги! С момента начала составления ведомости до момента получения из кассы прошло двадцать два дня и три часа. Дома - чисто. Ни куртки. Ни простынь. Ни книг»...
35.
Возможно, здесь, - со стороны Сретенского бульвара, во дворе здания, располагалась редакция газеты железнодорожников «Гудок».
В 1923 году здесь работал М.А. Булгаков.
36.
В советский период 80% больших квартир в Доме разделили, у многих жильцов остался выход на улицу только через «черную лестницу». Причем некоторые барские апартаменты умудрились поделить на три отдельных квартиры. Сделали это совершенно безграмотно. До сих пор в подобных «новых» квартирах все коммуникации проведены хаотично, что создает неудобства при бытовом ремонте. Только в последнее время, в процессе расселения коммуналок, у некоторых жильцов появилась возможность вернуть своим квартирам первозданную планировку. Но удается это далеко не всем и не всегда.
37.
Не смотря на многочисленные перепланировки кое-где и сегодня можно отыскать лепнину на потолке, вековые камины с изразцами. В настоящее время дом остается жилым. Советские конторы и учреждения сменили современные коммерческие организации, рестораны и магазины.
Я поспрашивал, - местные дворники, ничего не знают ни о редакции «Гудка», ни о Булгакове, что часто бывал здесь...
Так, что точное расположение «Гудка», - номер подъезда редакции и соответствующей квартиры, неизвестно.
38.
Декоративное основание эркера «романтичной башни» доходного дома.
39.
40.
41.
Здесь же вензель «СОР».
42.
А вот тут еще интереснее. Здесь уже прямоуголный эркер, в основании которого сейчас можно увидеть замечательную изящную в своей динамике саламандру «с красными глазами».
43.
44.
Саламандра - древний алхимический символ. Средневековая иконография использует образ саламандры в качестве символа - хранителя веры среди превратностей бренного мира. Помещая саламандру на свой герб, его владелец, по сути, заявлял, что ему присуща стойкость, и он совершенно не боится опасности.
45.
Один из подъездов, что находятся во дворе дома.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
ДОсновные и декоративные кронштейны крепления балконов...
53.
54.
Здесь что-то среднее между горгульей и петушком-золотым гребешком на страже...
55.
56.
57.
Вид двора доходного дома страхового общества «Россия» в сторону Сретенского бульвара.
58.
59.
Ну, что ж! Первая часть закончена. Напомню, что это только начало осмотра фасадов этого восхитительного здания. Далее, во второй части, - мы продолжим его обход со стороны Сретенского бвльвара, небольшой части Милютинского переулка, пройдем по Боброву перулку и выйдем через Фролов снова на Сретинский. Также вас ждет рассказ о «Страховом обществе Россiя». Будет любопытно!
Источники:
Тайна дома страхового общества "Россiя" на Сретенском бульвар. Сергей Селихов. Электронный журнал "Женщина Москва". 25.03.2009.
Булгаковская энциклопедия.
Википедия
© Vladimir d’Ar, 2017
Часть вторая