Десятый завет тренировки ума в буддизме звучит: упражняйся без пристрастия к обьекту.
Прежде всего разделим понятия «слушатель» и «ученик».
Вы можете находиться на Пути как слушатель. У вас есть интерес и томление духа. Вы понимаете, что практики вам нужны не потому что это предписано правилами общества и этим кто то занимается, а потому что у вас есть интерес к этому, внутренняя потребность. Лекции, определённые книги, практики буддистские или суфийские вносят в вашу жизнь перемены и новое понимание, расширяют границы вашего восприятия. У вас появляется новый смысл жизни, новый взгляд на привычные вещи. Это слушатели.
У ученика практики- неотьемлемая часть сознания. Вопрос надо или не надо не встаёт. Вы же не задаётесь вопросом, нодо ли вам кушать?! Вы прекрасно понимаете, что надо, потому что без этого не выживите. Ваш гениальный ум об этом не задумывается, потому что это входит в базисную мотивацию. Это то, без чего ваша жизнь невозможна.
У каждого из нас разные рвение, усердие, желания, мотивации. Каждый прикладывает свои усилия.
Происходящие перемены не устраивают ум, нафс. Уму нужны подтверждения целесообразности вложенных усилий. Эти подтверждения найти очень сложно. Тем более уму сложно встречаться с нашей тёмной стороной. Позитивные подтверждения есть, но их не просто увидеть.
Алхимия индивидуальна. Процессы, протекающие после и во время практик, лекций и паломничеств в места силы у каждого свои. Нет трафаретов происходящего.
Десятый завет говорит о том, что не существует в мире благоприятных и неблагоприятных обстоятельств и факторов для практики, кроме вашего желания и состояния.
Некоторые говорят, что когда решится то то и то то, тогда мы займёмся своей душой, начнём меняться, работать над собой, контролировать свой гнев. А сейчас пока некогда, занят бизнесом, постройкой дома, воспитанием ребёнка. Обстоятельства не позволяют делать то, что хочет душа. Зависимость, обусловленность обстоятельствами. Болезнь, занятость, нет свободного времени, есть более важные приоритеты ума или нафса на этот момент. В буддизме такого не существует. Это полная безответственность перед собой. Ваши практики вы делаете прежде всего для самих себя. Не важен эффект. Процесс прохождения ситуаций прежде всего важен для вас самих. Не важно увидели ли вы что то, осознали ли, потеряли или приобрели, это неотьемлемая часть вас, сохраняющаяся многие годы, века, столетия и тысячелетия. Не важно даже, что эта капелька ещё не до конца просочилась туда, где её место.