Прохождение стадий Пути

Jul 11, 2015 13:29

Прохождение стадий Пути, которое - от покаяния (тауба) до растворе-
ния (фана`), - постоянно притягивает суфия к поиску Истины, - дело очень
трудное и тяжелое, и преимущественно зависит от божественного притя-
жения. Ибо достижение стоянок Божественного сияния (манифестации)
(таджалли), вхождение в стадии растворения в Боге (хулул), единения с
Ним (иттихад) и полного «избавления от человеческих качеств» (фана`),
которые находятся по ту сторону мира причин и следствия, зависит толь-
ко от Божественного благоволения, приводящего путника к высшей цели.
Это божественное благоволение, именуемое одухотворенным (экстатиче-
ским) состоянием (джазба), состоит из сокровенного притяжения, кото-
рое, по убеждению суфиев, снизойдет до раба Божьего от Самой Истины
(Хакк), приводя его без особых стараний и без прохождения различных
стадий Пути к постижению (ма`рифа) и лицезрению (мушахада) Истины.
На взгляд суфийских исследователей, старания и устремления для дости-
жения Истины необходимы, но вовсе недостаточны, и без Божественного
благоволения и экстатического состояния, на этом пути никакие резуль-
таты не достигаются. По мнению этой общины (суфиев - М.М.), раз ста-
раний и устремлений человека для достижения Истины недостаточно, и
для этого необходимо наличие сокровенного притяжения, то нет никаких
преград на пути того, чтобы Бог с самого начала и без прохождения ми-
стического Пути благоволил к человеку. Таких лиц суфии называют «при-
влеченными» (поверженными в экстаз) (маджзуб). Путник для достиже-
ния Истины проходит различные этапы борьбы и самоотречения (маджа-
хада), преодолевая определенную иерархию. Подвижнический путь су-
фии называют «развитием», ибо по этому пути они переходят от низших
иерархических ступеней к высшим. А путь «привлеченного» суфия они
именуют «[тесным] приближением» (тадалли), так как при этом суфий,
не проходя низшие ступени иерархии, уповает на благоволение [Госпо-
да] и приближается к Истине. Таким образом, путник познает Истинную
Самость путем свидетельствования о знамениях, об именах и атрибутах
[Бога], тогда как «привлеченный» суфий (маджзуб) постигает Истинную
Самость с самого начала, благодаря откровению, которое достается ему
посредством Божественного благоволения. А после постижения Самости
(Зат) он наставляется на путь созерцания атрибутов (сифат), постиже-
ния имен (асма’) и признаков [Господа]. Таким образом, конечная стадия
пути идущего [по Стезе] является началом странствия «привлеченного».
Во всяком случае, опора на духовную борьбу (муджахада) и на процесс
прохождения Пути (сулук) является методом тех суфиев, которые счита-
ют воссоединение [с Богом] (вусул) последним шагом на пути к Нему.
А те, которые считают воссоединение первым шагом, в своих действиях
опираются на экстатическое состояние (джазба). Последняя группа су-
фиев отдают предпочтение мистическому познанию в состоянии экстаза
(джазба), основанного на откровении (кашф) и созерцании (шухуд), не-
жели методу идущих по Пути (саликун), который основан на поисках и
стремлениях. В целом те, которые за основу принимают метод идущих по
Пути (такие как Кушайри, Сулами и Газали), преимущественно убеждены,
что без старания на мистическом Пути (муджахада) откровение (кашф)
не представляется возможным. Тогда как Шазили, ‘Ата`аллах Искандара-
ни и некоторые другие суфийские исследователи придерживаются того
мнения, что единственной причиной достижения Истины является Божье
благоволение, а старания и усилия путника на этой Стезе бесполезны.
Однако, тот, чей путь завершается непосредственным постижением и со-
зерцанием, у суфиев называется «путник, который привлечен» (салик-и
маджзуб). А тот, кто посредством Божьего благоволения достигает цели
с первого шага, а затем после достижения Истины, по иерархии идет на-
зад, чтобы познать путь, пройденный им без всяких усилий, именуется
«привлеченным, идущим по Пути» (маджзуб-и слаик). Фактически путь,
пройденный первым («путником, который привлечен») в направлении
от твари к Истине («странствие от твари к Богу»), со стороны второго
(«привлеченного, идущего по Пути») проделывается в обратном направ-
лении, то есть от Истины к твари («странствие от Бога к твари»). По мне-
нию исследователей суфизма, именно «привлеченный, идущий по пути»
(маджзуб-и салик) достоин быть наставником, шейхом и руководителем,
ибо он удостоен Божественного благоволения, а так же ему ведомы все
правила и особенности этапов на Пути. Но некоторые другие исследова-
тели убеждены, что путник, который привлечен (салик-и маджзуб), также
наделен необходимой компетенцией, чтобы быть шейхом и руководите-
лем. Подобная приверженность привлеченности к Богу (джазба) с по-
зиции полного отрицания необходимости действий и стараний на мисти-
ческом пути (муджахада) во многом свойственна также группе христи-
анских мистиков нового периода, которых называют квиетистами. Дан-
ная группа мистиков утверждает, что достижение спасения индивидом
возможно только при условии наступления соответствующего состояния
посредством Божьего благоволения. Поэтому следует отказаться от всего,
что связано со стараниями и устремлениями индивида и ждать Божьих
благоволений и искать путь спасения посредством Господнего привлече-
ния.

Д-р 'Абд ал-Хусайн Зарринкуб, Иран. Ценность суфийского наследия


Путь, человек, Бог, Господь, мистицизм, качества, суфизм

Previous post Next post
Up