Jul 08, 2015 18:40
при утверждении о воплощении Бога в человеке (хулул),
масса простых мусульман и знатоки калама опровергали возможность
единения с Богом (иттихад). Но некоторые суфии считают подобное
единение вполне допустимым, воспринимая его как необходимое усло-
вие и результат растворения (фана`) человеческих качеств в Божествен-
ных атрибутах. Подобное единение, на достижение которого претендуют
суфии, означает соединение Господа с человеком. Но достижение такого
единения фактически происходит так, что человеческая воля растворяет-
ся в воле Истины (Бога), и никаких следов от ее бытия и стремлений не
остается. Кроме этого объяснения суфийские исследователи иных трак-
товок представления о единстве Бога и человека не воспринимают. Во
всяком случае, те суфии, которые склонны к признанию принципа едине-
ния, считают бытие единой истиной и убеждены, что возникновение мно-
жественности в этой единой истине является чем-то мнимым, подобием
изображений и теней. И кроме единой истины, лишенной множествен-
ности и многочисленности, которая является истинным бытием, все во-
ображаемое относится к небытию. Данные смыслы и основы способству-
ют утверждению предположения суфиев о растворении (уничтожении) в
Боге, достижение которого считается конечной целью всех устремлений
суфия и последней стадией на суфийском пути к Богу (тарика).
Д-р 'Абд ал-Хусайн Зарринкуб, Иран. Ценность суфийского наследия
истина,
человек,
Бог,
суфий,
Господь