на пути соединения с Богом

Jul 08, 2015 13:17

Понятие исчезновения (фана`) у суфиев, конечно нельзя отождест-
влять с исчезновением самости (зат) и формы (сурат). Оно означает ис-
чезновение определенных человеческих качеств. С точки зрения суфия,
то, что становится преградой на пути соединения [с Богом], являются
именно эти качества, без избавления от которых путник не может сиять
посредством качеств Истины и достичь источника пребывания [в Боге]
(бака`).35 Именно вера в возможности подобного пребывания (бака`) яв-
ляется из числа тех человеческих качеств, которое направляет суфия к
предположениям о сиянии (таджалли) Самости (зат) и атрибутов (си-
фат) и к высказываниям о воплощении Бога в человеке (хулул) и едине-
ния (иттихад) с Ним. Явление человеку Самости (Зат) и атрибутов (си-
фат) Бога состоит из воплощения сущности и атрибутов Бога в человеке
и, конечно, его нельзя путать с явлением духа. Ибо явление духа во могих
случаях вводит суфия в заблуждение, и может восприниматься им в каче-
стве явления Истины. Тогда как, на взгляд зрелых суфиев, между духов-
ным и божественным явлениями существует огромная разница. Первое в
основном воссоздает самодовольство, бытийную рутину, воображение и
гордыню; а второе, уничтожив все это, направляет путника к ощущению
отсутствия бытийности и исчезновения. Таким же образом, ощущение
воплощения Бога в человеке (хулул) и единение с Богом (иттихад) до-
стигается лишь тогда, когда путник избавляется от своих человеческих
качеств.

35  Бака` - растворение в Боге и пребывание в Нем; вечная жизнь.

Абд ал-Хусайн Зарринкуб. Ценность суфийского наследия.

истина, Бог, суфий, самость, качества

Previous post Next post
Up