Забота о состоянии сердца и духа вынудила суфиев особо близко озна-
комиться с тайнами человеческой души, и в этом плане суфийская фило-
софия основана на важных психологических наблюдениях. В частности
следует говорить о внимании суфиев к состояниям и «стоянкам» и раз-
личиям между ними. В этом плане суфиями завершены изысканные ис-
следования. При определении состояния (хал) они утверждают, что это
- сокровенное внушение, которое поступает к путнику со стороны Ис-
тины (Хакк) и оно непродолжительное, тогда как «стоянка» (макам) яв-
ляется одной из степеней на пути познания (сулук), достигаемая посред-
ством стараний и усилий со стороны путника. Конечно, состояние (хал),
которое, по убеждению суфиев, посылается в сердце путника со стороны
Истины (Бога), приводит к тому, что он постепенно под воздействием
часто приходящих и уходящих состояний переходит от низкой стоянки
на более высокую стоянку. Но то, что возложено на самого путника и
зависит от его стараний и достижений, так это способ прохождения им
различных стоянок на этом Пути, количество и порядок расположения
которых различными шейхами преподносится по-разному. В этом пла-
не можно, например, сравнить точки зрения Сарраджа и Кушайри. При-
мерами подобных стоянок, о которых в суфийской литературе говорится
довольно часто, являются стоянки «соединения» (джам’) и «разъедине-
ния» (тафрик).
Соединение - это стадия мистического пути, на котором
‘ариф видит все Творения растворенными в свете Истинной Самости
(Зат-и Хакк), и при этом он не замечает никакие из творений вне бы-
тия Истины. А разъединение (тафрик) означает, что человек видит все
творения отдельными от Истинной Самости и на стадии сосредоточения
внимания на творениях отстает от занятия исключительно сокровенным
началом и от монопольного сосредоточивания на Истинной Самости. Ко-
нечно, подобное разъединение, присущее совершенным людям из числа
приверженцев мистического познания Бога, на взгляд суфиев, отличается
от того разъединения, которое свойственно людям, оставшимся за заве-
сой мистических знаний, и которое мешает им сосредоточить внимание
на Истине. Разъединение, свойственное шейхам, является необходимым
требованием наличия физических ощущений, ровно как сочетание сое-
динения (джам’) и разъединения (тафирика) выступает необходимым
условием отвлечения духа. Отдельная и исключительная принадлеж-
ность к каждой из двух стоянок (соединения и разъединения), на взгляд
суфиев, признанных умеренными (му’тадил), считается неприемлемой,
и большинство шейхов ратуют за объединение этих двух стоянок и вы-
ступают за сочетание между ними. И те шейхи, которые выступают за
объединение этих двух стоянок, и по мере необходимости действуют
согласно условиям каждого из них, названы «обладателями двух очей»
(зу-л-‘айнайн). И последователи тариката, которые являлись воспитате-
22 № 2•2013
лями, наставниками и обладателями обителей (ханаках), в большинстве
своем принадлежали именно к этой категории. Лицо, именуемое суфиями
«совершенным человеком», также считается объединителем стоянок «со-
единения» и «разъединения», иными словами, «обладателем двух очей»
(зу-л-‘айнайн). Исследователи суфизма считаеют соединение (джам’) без
разъединения (тафрика) неверием, разъединение без соединения - от-
ступничеством; они убеждены, что тот, кто далек от разъединения, тот не
достоин быть рабом Божьим, а тот, кто далек от стадии соединения, тот
допускает ошибки при познании Господа. Выше стоянки соединения есть
другая стоянка, которую называют «соединением соединений» (джам’
ал-джам’), и утверждают, что данная стоянка состоит из полного раство-
рения в стояке фана` («самоуничтожения в Боге»). Человека, достигшего
этой стоянки (макам), соединение не может отвлечь от творения, но и
разъединение также не может отвлечь его полного погружения в Истину
(Хакк). Раз мы заговорили об уничтожении (растворении) в Боге (фана`),
то следует обратить внимание на то, что растворение суфиев нельзя счи-
тать аналогичным тому, что у буддистов и индуистов принято называть
нирваной. Ибо нирвана фактически является завершающим этапом че-
редования форм и никакого отношения с суфийским представлением о
существовании Бога не имеет. Тогда как фана` у суфиев относится к об-
ласти представления о существовании Бога, Его господстве и вездесу-
щести, которое ничего общего с чередованием форм не имеет. В любом
случае, хотя подобие мысли об исчезновении в Боге (фана`) встречается
также и у христиан, которым свойственно предположение об исчезнове-
нии человеческой воли в Божьей воле, тем не менее, нельзя считать по-
добное представление христиан основой суфийской теории фана`.