Небольшой поход на Таш-Джарган

Aug 06, 2020 19:15

Вчера в конце концов выбрался в первый в этом сезоне походик. Увы, коронавирус со своими самоизоляциями сыграл злую шутку: я реально как-то «разучился» выходить из дома. Но вчера, как вы уже поняли, тенденция была переломлена. Походик вышел далеко не сложным, но и не совсем уж простым: в общей сложности нашагалось около 15 километров, да и набор высоты вполне себе был (за весь поход считая по всякой мелочи Гугл намерил почти 600 метров, но фактические перепады составили порядка 400 метров). Плюс и само место было для меня новым, так что походик удался!

Ходил от села Чистенькое (сразу к юго-западу от Симферополя) в урочище Таш-Джарган. В широком смысле под Таш-Джарганом можно понимать достаточно большую зону к югу от сёл Чистенькое и Левадки; в узком же смысле Таш-Джарган - это вершина/куэста высотой в 546 метров над уровнем моря (над окружающим ландшафтом, разумеется, меньше). Здесь имеется занимательная достопримечательность: грот (ну, пещера, если хотите, хотя скорее всё-таки грот) Тешкли-Коба с отверстием в потолке. После достижения этой основной цели прогулки я ещё прошёлся на запад до вершины соседней куэсты, на так называемый Скифский мыс, после чего прямиком пошёл назад.

На заглавной фотографии - отверстие грота Тешкли-Коба сверху. Под катом будет ещё около 40 фотографий и три панорамы.

В селе Чистенькое на улице Советской имеется магазинчик, рядом с которым стоит вот такая вот велосипедная красота. На обратном пути я взял тут традиционную послепоходную банку пива.
-1-

Скоро село заканчивается, а мы выходим в поля. В полях приятный запах разнотравья с примешивающимся (но не прям бьющим в нос) запахом навоза.
-2-

Чтобы на подъёме меньше идти по солнцепёку, нужно спуститься в балку Татар-Джилга. Чуть выше она раздвоится, в левом (при подъёме) ответвлении находится крупный родник Кочерган (я пойду именно туда).
-3-

Нижняя часть балки. Чуть выше она хорошо поросла лиственным лесом, так что там уже будет тень.
-4-

А вот и родник Кочерган. Воды я взял с запасом, но всё равно угостился.
-5-

Вскоре мы выходим из балки на открытое пространство.
-6-

Виден Симферополь.
-7-

Взгляд назад, на село Чистенькое (ближе к нам) и село Трёхпрудное (за ним, у подножия холма).
-8-

Вполне внятными грунтовками продолжаем путь к Таш-Джаргану.
-9-

А вот и обрыв куэсты! Таш-Джарган принадлежит к длинной веренице куэст, формирующих Среднюю (Внутреннюю) гряду Крымских Гор. В первую очередь в глаза бросается, разумеется, Чатырдаг.
-10-

Взгляд налево (на восток).
-11-

Взгляд направо (на запад).
-12-

Сразу же находится и отверстие грота Тешкли-Коба, которое я уже показывал в самом начале. Чуть позже я спущусь и в сам грот (тропка к нему начинается буквально в 80 метрах северо-восточнее; тропинка вполне проходимая и сложностей не представляет).
-13-

Но сначала нужно немного побродить вдоль обрыва и посмотреть по сторонам.
-14-

На среднем плане видны (слева направо без особых границ) сёла Партизанское, Каштановое и (совсем уж справа) Кизиловка.
-15-

Ещё правее (западнее) видна соседняя куэста со Скифским мысом (туда я чуть позже попаду).
-16-

Ещё обрыв.
-17-

И ещё.
-18-

Чатырдаг крупным планом.
-19-

Передохнув, я спускаюсь по тропинке в грот. На фото - фактура местного известняка.
-20-

А вот и грот Тешкли-Коба (тропинка подводит к нему с востока). Высота грота составляет порядка 12 метров.
-21-

Взгляд в небо. В гроте весьма хорошая акустика, но шуметь здесь я бы побоялся, так как потолок не выглядит слишком уж надёжным.
-22-

Разумеется, данное место из-за своей необычности не может не почитаться «местом силы» у всякого рода альтернативщиков. В связи с этим на стенах можно обнаружить загадочные надписи :).
-23-

Ещё одно фото из грота (как раз на восток, в сторону тропинки-выхода).
-24-

Скалы, под которыми идёт тропинка.
-25-

Насмотревшись на местные виды и перекусив, я иду назад. Вскоре я начну забирать левее, чтобы обогнуть балку, разделяющую две куэсты, через малопримечательный перевал, в Викимапии подписанный как Татар-Богаз.
-26-

Вид на соседнюю с запада куэсту, на которую я направляюсь.
-27-

Ещё один вид на Симферополь.
-28-

Дорога-тропа на Скифский мыс ничем особо не примечательна; заметная её часть снова идёт через лес (хотя и к восточным обрывам подойти местами вполне можно), что приятно. В конце концов я достигаю Скифского мыса. Он чуть ниже, чем Таш-Джарган, но скалы здесь выглядят несколько более устрашающе.
-29-

Вот ещё обрыв.
-30-

Вид на Таш-Джарган, где я был совсем недавно. По прямой расстояние между обрывами двух куэст составляет около полутора километров.
-31-

Сосенки умудряются расти «прямо из камня».
-32-

Где-то под этими обрывами находится вход в т.н. Змеиную пещеру. В этот раз я не планировал её исследовать, так что расскажу подробности, когда доберусь.
-33-

Крупный вид на село Каштановое. Прямо по центру кадра виден небольшой фрагмент Партизанского водохранилища.
-34-

Вид на храм Покрова Пресвятой Богородицы (в Каштановом).
-35-

Ещё местные скалы/обрывы.
-36-

Ещё виды.
-37-

-38-

Обратно к перевалу Татар-Богаз я решаю идти прежним путём без импровизаций, а уже от перевала - просто прямиком в Чистенькое. Прощальный вид на Таш-Джарган с запада.
-39-

Фото, сделанное с северных склонов Средней гряды на фоне Внешней.
-40-

Местные травы. На яйле разнотравье, конечно, ещё более знатное, но и тут растительности намного больше, чем в городе :).
-41-

Ещё травы.
-42-

И ещё.
-43-

Как и было обещано, покажу 3 панорамы. Все панорамы должны быть кликабельными, рекомендую! На первой - вид с Таш-Джаргана (с той его точки, куда выводит грунтовка, то есть куэсты, находящиеся западнее, не видны).
-Панорама1-

Эта панорама сделана с подходов к Скифскому мысу (его куэста находится справа, но сам мыс ещё не виден; слева виден Таш-Джарган).
-Панорама2-

Последняя панорама сделана с западной оконечности Скифского мыса (здесь, соответственно, не видны более восточные куэсты, но зато хорошо просматривается их гряда, идущая далее на юго-запад).
-Панорама3-

На этом всё, спасибо за внимание! Трек моего походика можно увидеть и скачать по этой ссылке.