Промежуточные итоги по программе «Вы находитесь здесь»

Jun 01, 2020 22:25


Подведём итоги вчерашнего события. Как известно, вчера космический корабль «Dragon 2» с двумя астронавтами на борту успешно состыковался с МКС. Я далёк от того, чтобы называть это событие прям прорывным, но тем не менее оно очень важное и знаковое (особенно если сделать ряд сопоставлений).


Нынешний экипаж МКС; новоприбывшие на «Dragon 2» - справа в чёрных футболках. Фото NASA.
Во-первых, США вернулись к пилотируемым космическим полётам. Напомню, что с 2011 года, когда была закрыта программа «Спейс шаттл», астронавты пользовались услугами Роскосмоса, который вёл себя, так скажем, не всегда адекватно ситуации. Будучи монополистом, корпорация не гнушалась поднимать цены на свои запуски, ещё и отпуская при этом не шибко умные комментарии (знаменитый «батут Рогозина»; вчера вместо того, чтобы хоть как-то отшутиться и нивелировать эффект своей глупости, Рогозин на полном серьёзе заявил, что тем своим заявлением он, оказывается, ни много ни мало, а «спас российскую космическую отрасль»). Если в здоровых общественно-экономических обстоятельствах отсутствие монополии обычно стимулирует прогресс, то для Роскосмоса, к сожалению, потеря позиций может оказаться фатальной. В общем, нас ждёт дальнейший передел космического рынка, и в этих новых условиях позиции России как космической державы мне лично представляются в лучшем случае туманными.

Во-вторых, примечателен тот факт, что новый запуск осуществлён частной компанией. Понятно, что и госсредства привлекались в значительном объёме, но тем не менее: США явно уходят от старой модели, при которой «ответственность за космос» лежала на плечах одного лишь государства. Я не специалист и не пророк, но что-то вот кажется, что подобный подход будет более продуктивным. И заблуждаются те, кто считают, что SpaceX ничего особого не сделала: ну, научились-де летать на орбиту, что мы делали ещё 60 лет назад. Напомню, что компания была основана лишь в 2002 году, а количество её сотрудников составляет порядка восьми тысяч (против 190 тысяч у Роскосмоса). За это время было создано несколько новых двигателей и ракет, а также две модификации космического корабля. Роскосмос же до сих пор эксплуатирует модификации «Союзов», которые даже несмотря на свою проверенность и надёжность являются всё же несколько морально устаревшими, ведя свою историю с 1960-х годов; две из трёх российских ракет-носителей (за исключением «Ангары») примерно того же морального возраста. Вполне неплохо реализованный Маском принцип хотя бы частичной возвращаемости лётных элементов - это тоже, знаете ли, не на батуте подпрыгнуть. В общем, сравнение как-то выходит всё же в пользу SpaceX.

Ну и в-третьих, SpaceX не стесняется делать всё это ещё и красиво. Трансляции её пусков смотрятся как захватывающие фильмы, тогда как Роскосмос то ли не умеет, то ли не хочет (вероятно, по причинам старой советской военной закалки) делиться своими достижениями так же красочно. Да, часть идей и решений Маска довольно экстравагантны, но отставание между словом и делом у него явно не такое громадное, как у Роскосмоса (сколько раз ни вспоминаю, столько раз и умиляюсь планам создания российской лунной базы уже к 2015 году). Маск своими, если хотите, «шоу» ещё и популяризирует космонавтику и космос вообще, тогда как Роскосмос «популяризирует» лишь воровство «сотнями миллионов».

В общем, кто как, а я достижениями SpaceX просто восхищён и искренне считаю деятельность этой компании как минимум выдающейся. Нравится это критикам или нет, но в списке «Вы находитесь здесь» SpaceX уверенно сдвинулась ещё на одну позицию.

Чтобы два раза не вставать, давайте вспомним про достижения «нашей» и «ихней» космонавтики вообще. Как говорится, кому чем гордиться? Безусловно, отечественная космонавтика стартовала весьма бодро: кто не помнит про первый искусственный спутник Земли, про Гагарина, про первый выход человека в открытый космос? Однако за пределами околоземного пространства достижения советской/российской космонавтики уже намного более скромные, в связи с этим укоры Маску в том, что он пока что не сделал ничего особенного (а лишь «слегка» покорил околоземное пространство), звучат не вполне уместно. Давайте повспоминаем.

Начнём, разумеется, с Луны. Ну, все вменяемые земляне знают, что лунную гонку СССР в целом проиграл: американцам удалось высадиться на Луну 6 раз и притащить оттуда в общей сложности 382 килограмма лунного грунта. Мы же, как известно, на Луну не высаживались, а масса лунного грунта, полученного благодаря автоматическим станциям, составила у нас порядка 425 граммов. Тем не менее, советская исследовательская программа Луны в своё время была вполне авангардной (даже если назойливые рассказы про «наш любимый лунный трактор» тогда всем и несколько поднадоели), однако не стоит забывать, что она закончилась ещё в 1976 году; с тех пор мы к Луне ничего не запускали. Другие же пусть хоть что-то, но запускали (см. перечень тут, я насчитал 20 миссий, хотя не все они были удачными), включая китайский луноход.

Серьёзный вклад мы смогли внести и в исследования Венеры: тут даже можно сказать, что за нами очевидное преимущество. Но опять же, последние «наши» запуски к Венере - это 1984 год. Последующие три запуска к нашей космической соседке (включая американский аппарат «Магеллан», выполнивший важную задачу по детальному радиолокационному картографированию поверхности планеты) были уже не нашими...

С Меркурием у нас вообще ничего, но и других - негусто. Отправить межпланетный аппарат к Меркурию по ряду причин сложно, но американцы ведь справились, отправив к Меркурию два аппарата («Маринер-10» в 1970-х и «Мессенджер» в 2004-2015). Два-ноль - это как бы уверенная победа, но, к сожалению, не наша...

Что там с Марсом? Мы честно старались: отправили несколько аппаратов и даже сделали первую посадку на Марс (аппарат «Марс-3» в 1971 году; к сожалению, спускаемый аппарат проработал заметно меньше минуты). В 1988-89 годах состоялась последняя частично успешная советская миссия к Марсу: аппарат «Фобос-1» проработал около полутора месяцев, так и не долетев до Марса; аппарат «Фобос-2» 57 дней проработал на околомарсовой орбите, однако тоже выключился раньше ожидаемого, так и не успев отправить к Фобосу (спутник Марса) два зонда. Запущенный в 2011 году российский «Фобос-Грунт» из-за технических неполадок ракеты-носителя не вышел даже за пределы низкой околоземной орбиты. Американцы и прочие буржуи запускали к Марсу ничуть не меньше, чем мы, но многие их миссии вышли намного более успешными; отдельные миссии до сих пор активны. Слегка напомню, что США высадили на Марс 4 полноценных марсохода, один из которых («Curiosity») продолжает работать и сейчас.

Астероиды. Первые детальные фотографии астероида (мне как крымчанину приятно, что им оказался астероид (951) Гаспра, названный в честь южнобережного посёлка) были выполнены в 1991 году американским аппаратом «Галилео». Дальше были американский «NEAR Shoemaker», японский «Хаябуса», американский «Dawn»; прямо сейчас продолжают работу американский аппарат «OSIRIS-REx» и японский «Хаябуса-2». У нас - ничего (ну, если только я ничего не забыл).

Кометы. У нас - одна программа с двумя аппаратами («Вега-1» и «Вега-2», 1984 год; аппараты направлялись к Венере, но попутно исследовали и комету Галлея). Буржуи отправили 7 миссий, наиболее известной и замечательной из которых стала недавняя «Розетта», исследовавшая в 2014−2016 годах комету 67P/Чурюмова−Герасименко.

Внешняя Солнечная система. У нас тут совсем ничего. В отношении Юпитера вспомним буржуйские аппараты «Пионер-10», «Пионер-11», «Вояджер-1», «Вояджер-2», «Улисс», «Кассини», «Новые горизонты» (эти «просто» летели мимо) и два орбитальных аппарата «Галилео» и «Юнона» (последний и сейчас работает). Мимо Сатурна пролетали «Пионер-11», «Вояджер-1» и «Вояджер-2»; в течение 6 лет Сатурн и его кольца/спутники исследовались станцией «Кассини», отправившей на Титан (крупнейший спутник Сатурна) спускаемый аппарат «Гюйгенс». Чем дальше - тем, понятно, сложнее, но мимо Урана и Нептуна пролетел хотя бы «Вояджер-2». Плутон относительно недавно (в 2015 году) исследовался угадайте-чьим-аппаратом «Новые горизонты», который продолжает свою работу, приближаясь к объектам пояса Койпера. Удивительно, но аппараты «Вояджер-1» и «Вояджер-2» (оба были запущены в 1977 году), уже преодолевшие границы гелиосферы, всё ещё продолжают работать и присылать научные данные.

Напоследок, вспомним о космических обсерваториях (понятно, что тут всё зависит не только от космонавтики, но и вообще от уровня развития науки, но «общий уровень» имеет отношение и ко всему, что было сказано выше). Детальные данные и списки можно найти в википедии, но, полагаю, всем даже на интуитивном уровне понятно, что представленность отечественной науки и в этом сегменте внеземной деятельности довольно скромна (из действительно важного и значимого можно упомянуть лишь проект Радиоастрон). В то же время наиболее известные космические телескопы - сплошь не наши: «Хаббл» (американский, ещё работает), «Гиппарх» (работал в 1989−1993 годах, европейский), «Кеплер» (вышел из строя в 2013 году, но обработка его данных ещё продолжается, открыл кучу экзопланет, американский), «Гаиа» (работает, европейский). Космический телескоп «Джеймс Уэбб» (он должен стать преемником «Хаббла»; размер зеркала у «Уэбба» будет в 2,7 раз больше; запуск запланирован на март 2021 года) совсем уж «не наш».

Пожалуй, закончим. Данный разбор не претендовал на полноту, но надеюсь, что даже в этих общих чертах я описал ситуацию более-менее точно. Если я что-либо упустил или представил превратно - сообщите в комментариях! Любые неточности будут исправлены максимально оперативно.

Напоследок попрошу ответить на один-единственный вопрос: чьи перспективы в космосе вам кажутся более радужными - России или США?
Poll Про космические перспективы

личное, что в мире делается, небо над нами

Previous post Next post
Up