Запомните: Пирогова звали так же, как и Лобачевского!

May 21, 2019 23:53


Я уже неоднократно рассказывал, что люблю озадачивать студентов нестандартными вопросами вроде «Чему равна сумма углов треугольника Шипо [у человека на черепе треугольник такой есть] у мужчин и у женщин?» и т. п. Временами подобные экскурсы в «общие/школьные знания» дают немало поводов для размышлений, чаще грустных ( Read more... )

жизнь, грустное, студенты, приколы

Leave a comment

mevamevo May 22 2019, 21:49:05 UTC
Имхо, знание о том, кто такой Лобачевский, является непременным атрибутом базовой культуры, а отсутствие этого знания - признаком очевидных прорех в среднешкольном образовании. Но это, повторюсь, лишь моё мнение.

Не знаю, как где, но у нас в школе Лобачевского довольно "прицельно" (пусть и без вникания в тонкости) упоминали ещё в самом начале курса геометрии, когда речь шла об эвклидовой аксиоме о параллельных прямых. Ожидать, что хотя бы фамилия этого математика будет известна человеку с законченным средним образованием, - не слишком сумасбродное ожидание, имхо. Уже не говоря о том, что студентами-медиками по идее должны становиться не самые запущенные абитуриенты...

> и про Лобачевского было бы понятно, иди речь о студентах-математиках
Один мой знакомый, преподающий ряд математических дисциплин в одном из технических московских вузов (далеко не самом гиблом), несколько лет назад делился со мной своими впечатлениями о первокурсниках, которые складывают натуральные дроби по принципу "сложить числители и сложить знаменатели": 1/2 + 3/5 = 4/7. А вы про Лобачевского... :(

Reply

__gastrit May 22 2019, 22:03:13 UTC
> кто такой Лобачевский

Ну вот "кто такой" нередко и упрётся в "параллельные могут пересекаться". Моё личное мнение, что уж лучше невежество, чем предрассудок. Впрочем, это уже, конечно, вкусовщина.

> своими впечатлениями о первокурсниках, которые складывают натуральные дроби

А вот это, полагаю, байка-с. Математический фольклор-с. Вероятно, идёт отсюда ("дети предпочтут складывать числитель с числителем и знаменатель со знаменателем").

С уважением,
Гастрит

Reply

mevamevo May 22 2019, 22:21:01 UTC
> Впрочем, это уже, конечно, вкусовщина.
Как на мой вкус, помнить хотя бы фамилию Лобачевского как, пожалуй, самого известного отечественного математика - вполне себе можно даже студенту-медику. Опять же, из подобных мелочей складывается некий "общий уровень".

> А вот это, полагаю, байка-с.
У меня нет совершенно никаких причин подозревать своего знакомого в тиражировании баек. Он - человек совершенно серьёзный, развлекать меня математическими боянами не стал бы. Увы, самые нелепые предположения (вроде того, что у Арнольда) нередко становятся самой удручающей реальностью, ибо сглупить всегда проще, чем сделать что-то умное.

Reply

__gastrit May 22 2019, 22:45:13 UTC
> У меня нет совершенно никаких причин
> подозревать своего знакомого в тиражировании баек

*пожимая плечами* Ну, у Вас - человека московским техническим вузам, насколько понимаю, постороннего - нет, у меня (в том числе и лично в таковых вузах несколько лет пропреподававшего) - есть. Особенно учитывая, что эта арнольдовская хохма (в качестве эталонного примера "падения нравов") внутри математического сообщества действительно весьма популярна.

С уважением,
Гастрит

Reply

mevamevo May 22 2019, 22:53:29 UTC
Вы в праве думать всё, что вам заблагорассудится. А также верить, например, в то, что общий уровень подготовки выпускников средних школ за последние 3-4 пятилетки ничуть не снизился. Мне же почему-то кажется, что между мной (окончившим школу 22 года назад) и нынешними студентами уже разверзлась вполне приметная пропасть в смысле "общего уровня", так что подобному "способу" сложения дробей я ничуть не удивляюсь.

Reply

sxakludant May 23 2019, 02:59:29 UTC
Я тоже не верю, что это правда. Кстати, из реального на экзамене от непосредственно преподов можно почитать тут
https://dxdy.ru/topic7881.html

Reply

sxakludant May 23 2019, 03:00:40 UTC
ЗЫ. Кстати, вот откуда я эту задачу знаю. На первой же странице:
В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна 10, а высота равна 6.
Определить площадь треугольника.

Reply

mevamevo May 23 2019, 19:39:39 UTC
Я бы дал ответ - 30. В чём подвох?

Reply

__gastrit May 23 2019, 19:46:26 UTC
В том, что Вы посчитали площадь несуществующего треугольника. При заданных условиях "высота" может быть только катетом, опущенным на другой катет.

Собственно, в теме по ссылке это тоже обсуждено.

С уважением,
Гастрит

Reply

mevamevo May 23 2019, 19:56:32 UTC
В данный момент мне лень рассчитывать все эти построения, но я готов вам поверить. Если сможете сжато и понятно представить объяснение - буду благодарен.

> Собственно, в теме по ссылке это тоже обсуждено.
Я не люблю углубляться в обсуждения по сторонним ссылкам.

Reply

__gastrit May 23 2019, 20:01:06 UTC
Да не вопрос. Окружность, описанная около прямоугольного треугольника, всегда имеет диаметром гипотенузу. Соответственно, опущенная на гипотенузу высота не может превышать её половины, т.е. в данном случае - 5.

С уважением,
Гастрит

Reply

mevamevo May 23 2019, 20:09:51 UTC
Всё верно, благодарю за разъяснение! :)

Не знаю, насколько правомерно и разумно задавать задачи с заведомо невозможным решением (ну, если только в качестве "особо сложных задач" в "особо специфических условиях"). Я лично своим студентам задач подобного рода не задаю :).

Но данный пример (исключительно в геометрическом ключе) весьма интересен и забавен, спору нет.

Reply

__gastrit May 23 2019, 20:22:21 UTC
> задачи с заведомо невозможным решением

Для теста-угадайки - едва ли правомерно. Но в данном случае решение как раз существует, единственно, и представлено в списке вариантов (24).

С уважением,
Гастрит

Reply

mevamevo May 23 2019, 20:23:46 UTC
Списка вариантов я не видел.

Reply

sxakludant May 24 2019, 01:56:06 UTC
А зачем тебе список вариантов?
Обычная несложная задачка для "в уме"
Годится для школьной олимпиады

Reply

mevamevo May 24 2019, 13:02:20 UTC
Если она годится для олимпиады, то, как минимум, не самая лёгкая. Я вот не справился, бывает.

Reply


Leave a comment

Up