Опубликую типа-рецензию (ну, так, комплекс впечатлений :)) на одну из первых советских рок-опер «Орфей и Эвридика» (детали можно
узнать в википедии). Либретто написал
Юрий Димитрин, музыку -
Александр Журбин. Впервые поставлена в 1975 году.
По мотивам греческого мифа была создана более-менее современная и актуальная версия истории о том, как слава портит людей. Орфей (вдохновлённый любовью к Эвридике) побеждает в конкурсе певцов, но свалившаяся на него слава губит как его любовь, так и его самого. Подобная трактовка классического мифа весьма интересна и вечно актуальна (примеров тому, как слава и популярность сгубила множество талантливых артистов/исполнителей, несть числа). Общая структура/канва, таким образом, достойна доверия и похвалы.
В общем и целом опера понравилась (к прослушиванию однозначно рекомендую!), но никак нельзя было избавиться от впечатления, что второе действие вышло весьма пустым, по сравнению со весьма богатым и интересным первым действием (как текстово, так и музыкально).
Либретто в целом рыхло, неравномерно и даже, я бы сказал, неубедительно. Полно эпизодов почти что прозаических, но хватает и фрагментов, полных лиричности и поэтической ловкости. Музыка следует неравномерностям либретто: есть как номера чисто «проходные», так и действительно выдающиеся.
Начинается повествование (после небольшой увертюры и ничего толком не говорящего хора) довольно рыхлым дуэтом Орфея и Эвридики. Единственная запоминающаяся и весьма красивая музыкальная фраза - «Когда поёт Орфей - ликует певчий бог». Затем следует «Хор, приглашающий на конкурс певцов». Эвридика благословляет Орфея на конкурс, «Ты - певец, а певец должен петь», но при этом, похоже, понимает, что тем самым потеряет Орфея. Орфей вдохновляется душевным напутствием Эвридики, из которого и создаёт свою песню («Не срывай его, золотой цветок, где росы непорочная капля...»). Весьма красив и исполнен смыслом следующий за расставанием «Первый зонг»:
О, если б каждый мог в пути
Твой голос, женщина, найти
У края вдохновенья.
Твой голос трепетный: «Иди,
Ты слышишь флейту впереди,
Тебя зовёт твой гений!
Всю землю твой согреет дар,
Что мне одной обещан...»
Как дорожили б мы тогда
Любовью наших женщин!..
Чьи уста говорят: «Не оглядывайся,
Не оглядывайся, не оглядывайся!»
Чьи уста говорят: «Не оглядывайся,
В поединке с судьбой не гнись!»
Их уста говорят: «Не гляди назад!»
Их уста говорят: «Не гляди назад!»
А глаза говорят, а глаза говорят:
«Если любишь меня, если любишь меня -
Оглянись!..»
Следует примечательный фрагмент, в котором себя заявляют разного рода «попсовые» певцы. Кто-то готов «вырвать победу из пасти у льва», кого-то более интересуют «роскошные женщины, раки, омары, трепанги». Конкурс выигрывает Орфей. Слава (Фортуна) слетает на Орфея. Орфей получает всеобщее признание («Тысяча, тысяча капелек росы! Тиражи, тиражи, тиражи, тиражи...»). Фортуна/Слава призывает Орфея: «Всех, кто с тобою был, - потеряй! Всё, чем ты раньше жил, - оброни!» И тут звучит песня Харона, настолько прекрасная как музыкально, так и текстово, что я процитирую её целиком:
Ещё один юнец встречает вёсны,
А мне лишь белым зимам счёт вести...
Несёт мою ладью, скучают вёсла.
Кого на берег тот перевезти?..
Я - славы молчаливый виночерпий,
Вчерашних состязаний корифей.
Несёт мою ладью, а время терпит,
А время стережёт тебя, Орфей!
Припев:
Вёслами измерена от берега до берега
Безмолвная вода.
Орфей, обратный путь потерян,
Орфей, обратный путь потерян,
Туда плывём,
Туда плывём, туда!..
Ещё один юнец, с горы сбегая
И душу обнажая на бегу,
До полной немоты не замечает,
Что ждёт его Харон на берегу...
Реки неторопливое движенье
Не спросит у него, о чём он пел,
Какое одержал он пораженье,
Какие он победы потерпел?..
Припев.
Следует возвращение Орфея к Эвридике. Эвридика не узнаёт Орфея, так как он, будучи отяжелённым своей славой, исполняет «их песню» совсем по-другому. Заканчивается первое действие «Вторым зонгом»:
Певец сегодня бьёт удачу влёт,
Сегодня чёт, Орфей, а завтра - нечет.
Мертвеют песни, если сердце - лёд.
Сегодня мы поём - а завтра нечем...
Второе действие, как я уже говорил, оказывается весьма пустым и даже, я бы сказал, бесполезным. После воспоминаний Эвридики звучит дуэт Эвридики и Харона (из которого мы узнаём, что Харон когда-то тоже выиграл конкурс певцов, но не сумел противостоять Славе/Фортуне); в этом-то и заключается основная интрига оперы. Далее следуют маловнятные и бедные в музыкальном смысле диалоги между Орфеем и Фортуной. Орфей готов бросить всё, лишь бы вернуться к Эвридике, но в итоге сама Эвридика приносит себя в жертву: «Боги, дайте мне силы. Я должна уйти, и только тогда он поймёт всё». Единственным примечательным номером во втором действии является «Третий зонг»:
Спеши к любимой в путь обратный,
Но, возвращаясь, не забудь,
Что маятник тысячекратно
Свой по дуге проделал путь.
Ты покидал любовь, мятежный,
Ты слышал флейту впереди,
А возвращаешься с надеждой
Себя, ушедшего, найти.
А маятник - влево,
А маятник - вправо,
Он - твой часовой неподкупный и правый,
Ползёт гиря времени вниз по цепи.
По вечной цепи бесконечных мгновений,
Падений, побед, неизбежных прозрений
От них никому, никому не уйти...
[...]
О, если б дважды в ту же реку
Сумел бы кто-нибудь войти!
Но только опыт - честный лекарь
На человеческом пути...
В общем и целом, по моим впечатлениям, опера вышла «рваной» и какой-то «несобранной». Второе действие явно портит общее впечатление. Но в целом - красиво, куда деваться. Отдельные фрагменты - так и вообще прекрасны! Не
Уэббер, конечно :), но весьма рекомендую к прослушиванию!