Сегодня в блоке крымских новостей у Яндекса профигурировала радостная весть: «
Крымчане стали реже умирать от туберкулёза».
Цитата от Александра Остапенко, директора Крымского республиканского клинического центра фтизиатрии и пульмонологии: «Если раньше на пятиминутках мне практически каждый день докладывали о летальном исходе, то сейчас мне об этом докладывают раз в две-три недели. Мы поставили точку полтора года назад в части эффективного лечения запущенных случаев туберкулеза. И вот результат. Это действительно тот показатель, которым мы можем гордиться». Оно-то, конечно, хорошо, но давайте немного разберёмся.
Туберкулёз, как известно, является длительно развивающимся/протекающим заболеванием. Он довольно трудно лечится (одной-единственной волшебной таблетки, увы, пока не создано), но всё же лечится. Умирают от туберкулёза вовсе не так, как от банального гриппа или, скажем, какой-нибудь атипичной пневмонии: от последних если умирают, то умирают буквально в первые дни, максимум - недели от заражения, тогда как в случае с туберкулёзом от момента заражения до смерти проходят, как правило, годы. С другой стороны, не менее хорошо известно, что туберкулёз является «социальной» заразой, уровень заболеваемости и распространённости которой определяется не только медицинскими мероприятиями, но и (в весьма значительной мере) социо-экономическими факторами: грубо говоря, в более развитом обществе (которое, совсем уж грубо говоря, лучше питается) туберкулёзом en masse болеют и заболевают меньше (
см. наглядные карты-схемы). Безусловно, уровень развития медицины и тщательность специфических медицинских мероприятий по профилактике и раннему выявлению туберкулёза играют очень важную роль (воинствующие «антипрививочники» в этом блоге, если что, сразу идут на йух), но и уровень жизни оказывает на те же показатели не слишком уж менее выраженное влияние. Банальные вещи, не так ли?
В связи со всем вышесказанным на фоне нынешних достижений современной крымской медицины намного более тревожно читается, например, новость о том, что фтизиатров в Крыму не хватает (свежее
сообщение от Крыминформа). И уж особо тревожно в данном контексте звучат новости о том, что заболеваемость туберкулёзом среди молодого населения растёт уже как минимум второй год. Вот
инфо от 2015 года: заболеваемость у подростков увеличилась на 64,3% [в 2015 по сравнению с 2014]. А вот
инфо от 2016 года: за восемь месяцев [2016 года] заболеваемость среди детей возросла по сравнению с прошлым годом в 1,6 раза.
Напоследок не могу не заметить, что уровень смертности от туберкулёза отражает, в первую очередь, уровень развития медицинских технологий (козе понятно, что с каждым годом лечить уже выявленный туберкулёз удаётся всё лучше благодаря улучшению средств и методов), тогда как уровень заболеваемости больше отражает как состояние медицинской сферы в целом, так и, что немаловажно, экономическое состояние общества. Выводы делайте сами, но всё же осмелюсь спросить земляков: это только мне кажется, что крымчане в последние годы стали питаться как-то хуже и меньше?
Осмелюсь запросить мнения крымчан. Пожалуйста, ответьте на вопрос, изменилось ли ваше «пищевое поведение» за последние два года? Опрос адресован только крымчанам! Некрымчан прошу не отвечать! При ответе прошу дать интегральную (общую) оценку, без акцента на такие, скажем, детали, как качество продуктов питания. Просто ответьте «по впечатлениям», лучше/хуже ли вы стали питаться за последние два года в целом и в общем. Опрос является открытым (учитывайте это, если это важно для вас); всем участникам - заранее спасибо! Сразу могу поделиться моими личными впечатлениями: за последние два года я лично стал питаться пусть и ненамного, но всё же приметно меньше и хуже.
Poll Вопрос к крымчанам (некрымчан прошу не отвечать!)