Экзамены на лето закончились...

Jul 27, 2014 14:00

До октября могут чуть-чуть расслабиться...)))
Я сейчас, как уже давно хотела, расскажу о местной системе проведения и оценивания экзаменов.

Система оценивания.

В принципе можно сказать, что здесь та же 5-балльная система, только чуть более дифференцированная и перевернутая. Получается, вот такое соответствие:
по-русски - по-немецки
5 ========= 1.0 (очень хорошо)
5- ======== 1.3 (очень хорошо)
4+ ======== 1.7 (хорошо)
4 ========= 2.0 (хорошо)
4- ======== 2.3 (хорошо)
3+ ======== 2.7 (удовлетворительно)
3 ========= 3.0 (удовлетворительно)
3- ======== 3.3 (удовлетворительно)
2+ ======== 3.7 (достаточно)
2 ========= 4.0 (достаточно)
1 ========= 5.0 (недостаточно) - экзамен не сдан.

Выводы.
- Благодаря тому, что учитываются + и -, если добросовестно готовиться к экзамену, есть большая вероятность попасть где-то между 1.3 и 2.3 - т.е. в ту область, где результат считается хорошим.
- Отметка 1.0 выставляется не часто и требует от экзаменуемого показать действительно высокий уровень.
- Нижняя половина отметок, такая же дифференцированная, как и верхняя, не дает на самом деле большой вероятности попасть в область между 3.0 и 4.0. Так как если экзаменуемый не называет ключевых моментов по теме, то отметка выставляется качественно, а не высчитывается количественно. Поэтому даже те студенты, которые готовились, бывает, получают 5.0, если от нервов, например, забыли важные вещи, которые не позволяют считать материал за семестр усвоенным.

Экзамен - жесть, как он есть.

В Германии почти повсеместно перешли на письменную форму экзаменов - либо в формате теста, либо как письменный ответ на вопросы.
На моем богословском факультете большинство экзаменов все еще устные. О них я и расскажу.

1. Как попасть на экзамен.

Подать заявку.
Чтобы иметь возможность сдать экзамен, немецкий студент в специально отведенное время должен подать заявку в электронном виде. При этом студент может выбрать будет ли он сдавать экзамен в первый срок (это сразу после окончания соответствующего семестра) или во второй срок (это время начала следующего семестра).
Каждый профессор расставляет экзамены так, как удобно ему самому. Поэтому у студента неожиданно могут оказаться два экзамена в один день, или три экзамена друг за другом. Поэтому каждый решает сам - какие экзамены сдает сразу, а какие откладывает на "после каникул".

Допуск к экзамену.
Если предмет (модуль) состоял только из лекций, то никаких критериев нет. Лекция не является обязательной для посещения. Поэтому можно ни разу не посетив лекцию прийти на экзамен.
Если предмет (модуль) состоял, например, из одной лекции и одного семинара, то здесь очень важную роль играет посещение и участие в семинаре. Чтобы предмет (модуль) был засчитан с отметкой необходимо не только показать знания на экзамене, но и продемонстрировать свою работу на семинаре. т.е. работа на семинаре принципиальная сама по себе. Если студент сдал экзамен по лекции, но не посещал семинар, то предмет (модуль) будет считаться не закрытым, пока студент (в следующем году, например), не восполнит участие в семинаре с другим курсом.

А если не хочется сдавать экзамен?
Не хочется - не сдавай. Если много проболел, нет сил подготовиться, понимаешь, что ничего не понимаешь, и что надо еще раз послушать лекцию - просто не записывайся на экзамен, и будет тебе счастье.
У нас нет жесткой системы перехода от курса к курсу. Учеба отмеряется семестрами (это полгода), и если за какой-то модуль студент не сдавал (или провалил) экзамен, или не посетил семинар, то это можно сделать на следующий год, когда этот модуль снова будет предложен. Каждый учится в своем темпе. Поэтому здесь и нет толком понятия группы. Студенты с разных курсов все немного перемешаны на занятиях - кто-то приходит на младшие курсы проходить пропущенный модуль, а кто-то приходит на старшие и берет один модуль сверх нормы, если учебный график и силы позволяют.
*Единственная проблема - некоторые модули очень связаны между собой. Например, для того чтобы изучать эгзетику, необходимо сдать греческий, иврит и введение в Новый и Ветхий Завет. Если ты что-то из этого еще не изучал или провалил на экзамене, то ты можешь продолжать дальше учиться, но не можешь изучать эгзегетику.
*Если студент записался на экзамен, а потом передумал сдавать (понял, что не успевает подготовиться), то есть срок до которого можно спокойно "выписаться" с экзамена. Если не успел, то единственная возможность отмазаться от экзамена - это справка от врача. Если студент с экзамена не отписался, а на экзамен не пришел, то экзамен записывается как не сданный.

2. Подготовка к экзамену.

Методы.
Если материал сдается только за один семестр, то я начинаю интенсивную подготовку дня за три. Стараюсь для начала просто прочитать все конспекты. А затем мне просто крайней необходимо представить по возможности все в виде схем, найти взаимосвязи, что можно представить графически. Это мой метод - зубрить я практически не могу, зато с логикой и зрительной памятью у меня все обстоит гораздо лучше.

Вопросы, билеты.
Нам не дают никаких списков вопросов для подготовки. Бывает, что профессор уточняет, на какие темы надо обратить внимание. Но в целом, надо просто учить весь тот материал, который был начитан.

Шпаргалки.
Что такое шпаргалки - я забыла напрочь. Я и раньше их особо не делала - времени не хватало. А сейчас и подавно. Во-первых, действительно хочу знать то, что учу, а не тренироваться в ловкости использования дополнительных средств. Во-вторых, жалко времени на их написание, в спешке они часто пишутся бездумно и ничем не помогают для запоминания материала. В-третьих, их применение нереально в тех условиях, в которых мы здесь сдаем устный экзамен.

3. Сам экзамен.

День, время и место встречи.
Уже за месяц где-то студентам сообщают день, время и место проведения каждого экзамена.
В зависимости от количества желающих сдать экзамен, он может проводиться не в один, а в 2-3 дня. В какой день вы идете сдавать обычно решает профессор, просто составляя расписание. А поскольку для него самого эти вещи не принципиальные, то по просьбе студентов, в случае необходимости это можно скорректировать.
Также, как и время. Его тоже можно менять по договоренности. Но суть в том, что в день экзамена каждый имеет свое время, в которое он приходит. т.е. это не так, как у большинства российских ВУЗов, когда к утру приходит почти вся группа, и если ты не решился пойти в первую "пятерку", то потом сидишь там на нервах полдня.
На беседу между студентом и профессором обычно отводится 15-20 минут. Если модуль был составной и его принимают два профессора, то соответственно по 10 минут каждому.
Никаких билетов нет, и вам не надо дрожащей рукой проводить колдовские манипуляции в попытке отыскать свой счастливый билет.
И соответственно нет времени на подготовку.
Это не страшно - это просто чудесно! Ты не должен сидеть в кабинете и выслушивать, как твои однокурсники не могут ответить на вопросы, на которые ты знаешь ответ. И никто не слушает твой ответ.
Обычно экзамен принимается прям в кабинете профессора. В положенное время он выходит из кабинета и приглашает студента войти. При этом профессор обычно пожимает студенту руку, улыбается и демонстрирует уважительное отношение как к будущему коллеге. И это отношение не меняется, даже если студент не сдает экзамен. Профессор просто приглашает попробовать в другой раз.
Так вот заходит студент в кабинет, присаживается. И начинается...
15-20 минут более или менее напряженного разговора, в котором профессор старается выяснить, насколько студент усвоил материал. Обычно начинают с общих и центральных вопросов. Если студент, так сказать, блещет познаниями, то вопросы становятся все каверзнее и конкретнее, когда речь заходит о выставлении высоких баллов.
Профессор строго следит за временем, поэтому терять его нельзя, надо стараться отвечать сразу по делу, а не блуждать вокруг да около. Иначе за отведенное время успеешь сказать меньше, чем выучил.
По истечении времени студента просят выйти из кабинета. В это время профессор с ассистентом (который записывает ваш ответ на бумагу) обсуждают вашу отметку. Затем профессор вновь приглашает студента зайти, объявляет отметку и обычно сопровождает своими комментариями.
Вновь пожимает руку, поздравляет или сочувствует (в случае провала) и прощается, желая хорошего дня.

4. Зачетки.

Чего нет, того нет. Студент на экзамен кроме знания ничего с собой не берет. Отметки по окончании экзамена передаются в экзаменационный отдел и оттуда выставляются в электронную таблицу. У каждого студента есть такой электронный табель на сайт университета. В таблице перечислены все экзамены, на которые студент записался, и по мере их сдачи, выставляются полученные отметки. Одновременно подсчитывается средний балл за все время обучения.
При необходимости эту таблицу можно распечатывать. Я вот, например, каждый раз посылаю ее в свой фонд, от которого зависит, будет ли у меня стипендия.

5. Экзамены в этом семестре.

Я там где-то уже жаловалась, что зимой у меня с экзаменами не заладилось. Почти все сдала на 2.3, и даже получила один раз 3.0.
Из фонда написали, что необходимо срочно понять, в чем проблема.
Не знаю, поняла ли я в чем проблема, или что-то другое повлияло, но в этом (летнем) семестре я сдала экзамены намного лучше. Просто необыкновенно.
Первые три экзамена я сдала на 1.0.
Когда сдала третий, ощущение было какой-то растерянности - что, снова 1.0? Как тогда, когда Германия играла с Бразилией...
Четвертый экзамен сдала на 1.3.
В общем, результаты лучше некуда. Как только выставят в табель, напишу в фонд, порадую.
За этот семестр остался еще один экзамен - пятый по счету. Я его перенесла на второй срок, на начало следующего семестра, в октябре. Он как раз попадал с другим экзаменом в один день.
Еще до середины августа надо написать две работы, что-то вроде рефератов. Но пишутся они опять же не по-российски - когда из интернета на тему накачал текстов, повырывал кусочков и склеил. Нет, тут работа должна быть написана целиком своим языком, а не приписыванием чужих предложений своему авторству. И даже там, где не прямая цитата, а просто перефразирование чужой мысли, обязательно должна быть ссылка. Работы остались - одна по эгзегетике (Ев. от Марка 12, 18, разговор между саддукеями и Иисуусом о Воскресении из мертвых), а вторая по пастырскому богословию - о роли мирян в Церкви, а точнее о таком явлении, как клерикализация мирян, очень актуальная ситуация для немецкой католической Церкви.

Вот так! До октября отправляюсь на заслуженный отдых!!!

заграничное

Previous post Next post
Up