Мангуп-Кале

Jul 26, 2012 16:08

Рассказ о поездке в Крым следовало бы начать с оргпостов и подборки фотографий из Алушты, однако в силу разных причин сначала расскажу о приятном - экскурсиях:)
Первой стала поездка в пещерный город Мангуп-Кале - единственный пещерный город, не посещенный мной в прошлые поездки (конечно есть города, куда возят только индивидуальные экскурсии, но это очень дорого, а попутчиков, разумеется, нема - народ, в силу более чем скромных культурных потребностей, предпочитает сутками зависать на пляжах)

Под катом рассказ и много-много фото:)

Чтобы попасть в Мангуп необходимо проехать по Южнобережному шоссе и, несколько не доезжая до Севастополя, свернуть во внутренние области Крыма, в сторону Бахчисарая, неподалеку от которого и находятся все пещерные города Крыма. Я был в Чуфут-Кале и Эски-Кермене (если найду старые фото (и если кому интересно), сделаю посты и про них); Баклу, Тепе-Кермен и Качи-Кальон по означенным выше причинам посетить пока не удалось... Пещерные монастыри остались недоступны по другой причине - они вновь перешли в собственность РПЦ и их посещение туристами стало невозможным (меж тем монахи своей повседневной деятельностью уничтожают культурный слой, портят пещеры переделывая их под себя, но выгнать их оттуда, увы, нельзя - но очень хочется!)

Экскурсия началась (очень рано - в 8 утра + у меня была температура - короче я был в нелучшем состоянии - но очень хотел поехать, так что наглотался обезболивающих и жаропонижающих таблеток и таки поехал) с посещения винного магазина в с. Кипарисное - не секрет, что с подобных акций экскурсоводы имеют неплохой доп. доход. Мне попался очень прошаренный - за поездку группа (кстати очень небольшая - огромный плюс дорогих и нераскрученных маршрутов) останавливалась в местах потенциального нетрудового дохода раза 4 (обычно не более 1)
Я персонаж странный, да, поэтому в винном магазине купил только дорогую импортную (австрийскую) шоколадку:))) фото обертки повешу в оргпосте немного позже (вдруг кто из читающих знает где достать такую же в России)

Дальше идут несколько фото из окна микроавтобуса. Мое место было со стороны гор, так что фоток побережья вы не увидите:)

Погода определенно сопутствовала нам - было не слишком жарко, автобус не перегревался.

Первая остановка - видовая площадка от которой мы свернули с основной дороги.

По этой трассе мы поднимались к площадке.

Если очень приблизить, можно рассмотреть какое-то поселение у моря (я был не в том состоянии чтобы запоминать названия, за что сильно извиняюсь)

А такие виды открываются во время езды по внутреннему Крыму. Огромные пустые пространства это вырубки, древние обитатели полуострова расчищали место под поля и пастбища.

В некой татарской деревушке группу рассадили по таким вот допотопным тачанкам, после чего была увлекательнейшая поездка на плато, где расположился город. Около 30 минут жуткого подъема по бездорожью: никаких ограждений, справа от меня (сидел около водителя) разверзалась пропасть, машинку качало во все стороны (и как только она не перевернулась). На фото ниже пытаются разъехаться 2 такие машины, а высадившаяся группа отдыхает перед пешим подъемом к вершине (дальше таблички на машине ехать нельзя)

Остатки стены, перегораживающей ущелья, по которым возможен подъем на вершину.

Стена в длину километра полтора - злыдням, жаждущим проникнуть в город, надо сначала доползти вверх до стены по той же дороге, где мы ехали на уазиках (под обстрелом защитников города само-собой), ну а если пробиться через нее не удастся, целовать отвесные стены плато с других сторон:)

Не помню, что это (возможно остатки бойницы) но я там вроде неплохо смотрюсь:)

Вид с плато, тут стена уже ненужна.

Справа видны остатки пещер, а в лесу дорога, по которой ехали вверх.

Остатки церкви св. Георгия 15-17 вв. Церквушка была совсем небольшой - ок. 7*5 метров.

Цитадель 14-18 вв. Отгораживает мыс Тешкли-бурун от остальной части плато. После захвата города турками в 15в. здание было реконструировано в связи с развитием артиллерии. Имело 3 этажа и разные фасады - парадный внутренний с украшенными резьбой оконными и дверными наличниками, обычный для внешней стороны - с бойницами и амбразурами для орудий.

Далее мы гуляли по мысу, вот такие виды открывались с него.

Далеко внизу татарское поселение, где после экскурсии я отлично пообедал-поужинал (хозяева заведения были столь любезны, что приготовили для меня блюдо, не входившее в меню, но очень мне нравящееся - сарму). Еще нам обещали покупаться в озере, но не дали((( типа время вышло - пора домой(((

Спускаемся в пещеры, часть верхних фото сделана из огромных проемов, служивших окнами.

Лестница отсюда смотрится довольно безобидно, однако на деле слева от меня пропасть метров 600, справа яма (на фото выше яма, если смотреть на нее снизу)

Из большого зала открываются входы в окружающие его помещения, все вырублено руками жителейгорода.

Вид из другого комплекса пещер

Вот тут, вроде как поработали турки - часть пещер переделали для содержания скота, часть улучшили и использовали как жилые.

Окно

Что-то типа прихожей

Здесь и ниже - стена цитадели с внутренней стороны. Турки народ предприимчивый и дико умный - заложили камнями окна на внутреннейстене цитадели...

Вид со стены

Внутри руин цитадели

Выйдя из цитадели идем дальше, вот такие виды открывались нам по пути:)

Остатки дворцового комплекса в центре плато. Все фото загружены на Яндекс, чтобы потом перекинуть их сюда пришлось повозиться с размерами фото (в Яндексе по умолчанию возможны варианты только в оригинале или только в очень маленьком разрешении, поэтому подстраивал все вручную). Фото ниже загружено уже после и на другой сайт (в ЖЖ с разрешениями свои заморочки, сделать такое же как в Яндексе не удалось).

Сюда даже приезжали послы от русского царя - хотели породниться с местными правителями - потомками византийских императоров, да не сложилось - пока договаривались пришли турки, расправившиеся с семьей правителя города - женщин забрали в гарем, всех мужчин зверски убили; в живых оставили (и то ненадолго) только малолетнего наследника.

Развалины Базилики 6-15 вв - крупнейшего храма на плато. Храм имел приличные размеры (для горного Крыма) 31.5*28 м., 3 нефа и фрески; после прихода турок перестал функционировать

Идем дальше постепенно приближаясь к спуску с плато, вокруг в лесу можно увидеть множество караимских надгробий (в разные времена в городе проживали самые разные народы)

И вновь стена. Тут тоже постарались представители разных народов - кладка очень разнится от эпохи к эпохе.

Вид снизу (вроде фоткал без приближения). Вот откуда пришлось спускаться:))) (слева вдали (над крышей некой постройки) виден край плато)

Едем к Бахчисараю - русло высохшей когда-то реки

Персиковый сад:) плоды правда оказались недозревшими - пришлось потом все купленное выкинуть - они вместо того, чтобы "долежать" подгнили(((

Уставший, но довольный, вечером вернулся в Алушту чтобы продолжить лечиться