О сатанизме 3

Jun 11, 2012 15:22

И снова все не поместилось((( Вторая часть ЗДЕСЬ



Эволюция форм сатанизма. Неосатанизм.

Люциферианство, поклонение Люциферу и его культ, возникло также в Европе. Там в XII в. в Реймсе обвиняли еретиков в поклонении Люциферу, но точно жрецы культа Люцифера зафиксированы в Германии в 1271. Люцифериане этого периода - не пограничное течение, а одна из многочисленных классических антиномистских религиозных сект. Отталкиваясь от идеи, что бог есть все, люцифериане заявляли, что раз так, то и дьявол - это тоже бог, и значит дьяволу, как части бога, можно и нужно поклоняться.

Провозглашение Люцифера Князем тьмы, властителем темного царства, в свое время всячески пропагандируемое Церковью и поэтому весьма популярное в наши дни, на самом деле не  соответствует реальным верованиям поклонников культа. Буквальное значение слова «Люцифер» - Несущий свет, Светоносный, т. е., по мнению большинства люциферианцев - это враг тьмы. Он действительно несет с собой свет - и этот свет невыносим для людей. Только самые мужественные могут не закрывать глаза, и тогда свет приносит им истину. Несущий Свет прекрасен, как солнце, и столь же беспощаден. Он существовал всегда, но вдали от людей. Потом он восстал против бога и принес людям Свет, за что был низвергнут с небес. Фактически легенда о Люцифере - это вариант античного мифа о Прометее, переиначенный на средневековый лад.

Считали, что дьявол, несправедливо изгнанный с небес, находится на земле, но он рано или поздно будет восстановлен в небесных правах, как сын и часть бога. И посему надо ему поклоняться, а так как власть бога простирается лишь до земли, а земля и подземелья во власти именно дьявола, как части бога и князя мира земного, то значит, и поклоняться дьяволу надо в пещерах и там можно делать все, что требует дьявол и нарушать любые божьи заповеди без вреда для себя - под землей власть дьявола. Люцифериане, как и многие антиномистские ереси, провозглашали дозволительность любых прегрешений и объявляли Сатану богом. Это являлось идейной базой для бунтарских настроений, кровосмешения, половой распущенности, человеческих жертвоприношений, сознательного нарушения 10 заповедей, а с ними и установок традиционной морали сектантами и их асоциального и конфликтного поведения.

Люцифериане очень многое заимствовали из ведовских ритуалов (шабаш, «непристойный поцелуй», поклонение животным и оргиастические ритуалы, колдовские и языческие традиции). Однако среди люцифериан встречались и образованные люди из аристократии и даже духовенства, поэтому в плане разработки вероучения они кроме вышеперечисленного активно использовали идеи «сатанизма элиты», идеи Каббалы и пр. Следует также отметить, что социальная база люцифериан была не столь узкой и жестко закрепленной, как у двух предыдущих направлений, и в их среде можно было встретить людей из разных социальных слоев, при этом они гораздо более преуспели в создании вероучения, развитии культа и организации и в устойчивом сохранении всего этого в условиях непрерывных преследований со стороны официальной власти. Позже, с XV в., люцифериане все более сдвигаются в плане социальной базы в сторону средних и высших слоев общества, в XVII в. они, как и все радикальные маргинально-христианские течения, переживают упадок, резкое уменьшение числа последователей, потерю своих позиций в среде тайных сообществ, вытесняемые новыми образованиями, в т. ч. розенкрейцерами и масонами. Однако они не исчезли полностью, как предыдущие течения, а сохранились, как тоталитарная антиномистская секта, при этом они во многом усовершенствовали и дополнили свое вероучение, социальная база их теперь включала и часть интеллектуалов из средних слоев общества и в меньшей мере из элиты (т. е., они смогли частично заполнить нишу исчезнувшего «сатанизма элиты», впитав в себя присущие ему черты).

Люциферианство - первое и наиболее крупное течение средневекового сатанизма, сохранившееся до наших дней и имеющее прямую преемственность традиции с возникшими в XIII в. сектами. Оно существует и действует и сейчас в Европе, в Америке, а в последнее время - возможно и в России. Следует отметить, что на территорию России люциферианство могло быть занесено приезжими иностранцами не ранее XVI-XVII вв., и только в их среде, не выходя за ее приделы, могло существовать до времени петровских реформ. Распространения же этого течения среди российской элиты не произошло, элита предпочитала масонство. Условия изменились с сер. XIX в., когда среди огромного слоя созданных Николаем I в процессе увеличения административного аппарата империи небогатых (и часто не удовлетворенных своим статусом) мелких чиновников и земских служащих появилась социальная база для различных радикальных и маргинальных течений - политических, как народовольцы, но и не только. Но лишь с рубежа веков можно говорить о российском люциферианстве.

Т. н. «черный сатанизм» - течение, существование которого признается далеко не всеми религиоведами, некоторые применяют как общий широкий термин для обозначения любых современных убежденных и сознательных сатанистов, особенно лидеров, идеологов и жрецов, совершающих жертвоприношения, вне зависимости от течения (неосатанизм, люциферианство, «черный сатанизм»), к которому последние принадлежат. Мы же следуем точке зрения, согласно которой к «черным сатанистам» относят членов религиозных сект, обожествляющих сатану, поклоняющихся ему, при этом данный тип религиозных организаций отличается от обычных сект люциферианского и неосатанинского течения несколькими характерными особенностями: 1) они возникли, как и люцифериане в XII-XIII вв., но при этом они гораздо более требуют от своих последователей верности вероучению и ставят вероучение выше стремления к достижению денег и власти, стремясь минимально вмешиваться в повседневную жизнь общества; 2) они пополняются, в отличие от прочих сект и течений, преимущественно именно за счет детей членов данных сект, наследственно, и дети с детства воспитываются в соответствующей идеологии и привычке к социальной мимикрии, вероучение является тайным со многими степенями посвящения; 3) мотивы и цели большинства действий по вмешательству в жизнь окружающего общества (кроме ритуалов посвящения и черных месс), в отличие от неосатанистов и люцифериан, практически абсолютно не поддаются пониманию и логической интерпретации как со стороны «внешних» людей (это касается, в том числе и религиоведов и психологов), так и со стороны посвященных и адептов этого вероучения низших степеней; 4) «черные сатанисты» практически не участвуют в контроле над обычным криминальным бизнесом и не стремятся к этому, в отличие от неосатанистов, часто связанных с контрабандой и распространением оружия и наркотиков, иногда с игровым бизнесом, а последнее время - с поставкой донорских органов, и люцифериан, которые проявляют интерес к черному рынку краж и контрабанды предметов искусства и антиквариата, к «черной археологии».

Такое течение как «черный сатанизм» по внутренней структуре и особенностям психологии рядовых последователей в чем-то похоже на систему воспитания в военно-религиозных орденах и организациях, ориентировавших своих выпускников на постоянную, в качестве привычной нормы, «двойную жизнь» - разведку, шпионаж, агентурную и связную работу и т. д. (ассассины, ниндзя, триады, иезуиты). Поэтому существование в З. Европе такой организации, как «черные сатанисты», вполне допустимо, так же как и проникновение некоторых ее членов в Америку, Австралию, Россию с кон. XIX в. Однако все это - пока всего лишь имеющая право на существование гипотеза, не более того, причем многие исследователи считают, что в России настоящих последователей этого сатанинского направления ничтожно мало или практически нет, хотя есть неосатанинские организации, сами приписывающие себя к «черным сатанистам».

С сер. XVII в. и до кон. XIX сатанизм в Европе (и тем более, в России) практически почти исчез из-за изменения социально-политической, психологической ситуации, изменений в мировоззрении, связанных с развитием науки и философии, скептицизма, позитивизма, атеизма. Церковь потеряла свою былую власть, популярность и контроль над умами, процессы секуляризации набирали силу во всех системах и социальных институтах общества, и соответственно радикальные народные течения потеряли религиозную окраску и недовольство проявлялось уже в той самой классовой борьбе. Людей, не слишком сильно верящих даже в существование бога, заставить верить во всемогущего Сатану было еще труднее. Тягу же к экзотике и к сверхъестественному с лихвой удовлетворяли магия и астрология, спиритизм и гадания, масоны и розенкрейцеры.

Однако ничто не длится вечно, а вера более всего необходима человеку во времена нестабильности и шокирующих перемен. Время таких перемен - это кон. XIX - нач. XX в. Это время по уровню внутренней нестабильности и количеству ломающих мировоззрение новых идей просто не с чем сравнить. В мировоззрении многих людей образовался идейный вакуум, ибо церковь не успела перестроиться в ногу со временем, чтобы его заполнить, а наука, уже способная рушить старое мировоззрение, еще не всем способна дать новое, достаточно простое и психологически приятное. В процессе социальных изменений, идеологической борьбы и мировоззренческого кризиса вновь множится число радикальных идейных течений, в том числе и религиозных, спешащих воспользоваться медлительностью и неповоротливостью официальной религии и предложить людям привлекательные и быстрые решения социальных, мировоззренческих и психологических проблем.

В этих условиях и возникает новое течение - неосатанизм. Его социальной базой становится первоначально часть интеллектуальных маргиналов и обывателей, жаждущих новых ощущений и интересующихся модными в это время историями о могучих силах зла. Следует отметить особые черты неосатанинского течения, принципиально отличающие его от предыдущих течений сатанизма.

Во-первых, его вероучение было создано заново без всякой преемственности с каким-либо из предыдущих, оно искусственно конструировалось основателями, опираясь на теологическую литературу, данные о ересях и ведовстве, доступные знания по магии и эзотерике, в т. ч. и арабской и дальневосточной, не имеющей к прежним течениям сатанизма никакого отношения. Все это синкретически смешивалось. Соответственно, оно не связано ни с одним из трех первых комплексов источников сатанинских течений - ни с колдовством, ни с языческими пережитками, ни с раннехристианскими и гностическими ересями. Элементы всего этого в вероучении неосатанинских сект есть, но лишь те, о которых слышали их основатели.

Источниками неосатанизма можно считать в качестве первого - дошедшие до основателей нового течения данные о любых направлениях сатанизма, на основе синтеза которых они стремились создать дьяволопоклонническое антиномистское вероучение, приправив это известными им элементами разных ересей. В качестве второго - использованные доступные основателям данные о колдовстве, ведовских ритуалах и обрядах и черной магии в средние века, почерпнутые основателями в основном из современных им переводов средневековых описаний всего этого. В качестве третьего фактора, способствовавшего тому, что к этому проявили интерес обыватели, можно обозначить тот же обратный эффект пропагандистского наложения стереотипов на сознание, но здесь вина лежит отнюдь уже не на церкви, как раньше, а отныне и навеки - на масс-медиа (сначала рожденный бульварной литературой не без помощи романтизма, Франкенштейна Мэри Шелли и Фауста Гёте жанр романов ужасов, а потом с появлением «Дракулы» Брэма Стокера и кинематографа, тиражировавшего подобные зрелища, это становится щекочущей нервы обывателей, привычной и модной частью массовой культуры). Четвертая группа факторов - социально-психологическая, близка к «сатанизму элиты», только роль жажды власти здесь меньше, а роль жажды острых ощущений существенно больше. Пятый - личностный фактор - большинство неосатанинских групп и организаций - именно харизматические культы, построенные вокруг лидера. Для таких организаций типичными являются обманная вербовка и широкое применение техник изменения и контроля сознания вовлеченных членов, их ориентация на конфликт с социумом и переключение всех эмоциональных связей исключительно на лидера. Шестой - ярко выраженная ориентация лидеров большинства неосатанинских организаций на использование созданной ими организации прежде всего для собственного личного обогащения, удовлетворения жажды власти, насилия и сексуальных аппетитов, различных своих комплексов, причем вероучение и поклонение дьяволу, как правило является лишь удобным средством, а отнюдь не основной целью, лидеры иногда могут сами не верить в то, что внушается неофитам. Это принципиально отличает неосатанистов от люциферитов и «черных сатанистов», у которых высшие руководители, как предполагается, считают главной целью действий своих и своих организаций именно поклонение Дьяволу, а не личное обогащение и личные интересы, хотя о последних и не забывают.

Следует отметить, что ведущую роль в создании вероучения неосатанизма сыграли 2 человека: Алистер Кроули, создатель первых неосатанинских организаций Европы на руб. XIX-XX в., международный авантюрист и путешественник, плохой агент нескольких разведок, незаурядный, но психически ненормальный человек, совершивший ряд преступлений, и Энтони Шандор Ла Вэй, его ученик, уехавший жить в США. Именно этими людьми сравнительно недавно, в течение ХХ в. придуманы, написаны и изданы основные книги, излагающие вероучение неосатанизма: т. н. Библия Сатаны, Синяя Книга, Книга ведьм, Книга Теней и т. д. Реально неосатанизм распространился в мире уже после II мировой войны, он в целом является одним из направлений в большой группе разнообразных тоталитарных и деструктивных религиозных движений и организаций, появившихся и распространившихся в кон. XIX - XX в. в мире, и имеет с ними гораздо больше общего по причинам возникновения, условиям развития, социальной базе, источникам членства, особенностям организации, технологиям обманной вербовки и контроля сознания и интересам лидеров, чем с остальными четырьмя течениями сатанизма.

В России неосатанизм появился впервые с 80-ых гг. в момент идеологического вакуума под влиянием западных субкультур, но массовым он стал после падения СССР, когда в идейный вакуум хлынула масса оккультных течений с Запада и их отечественных последователей. Эффект усиливался популярностью сатанинской тематики в массовых западных фильмах ужасов и рок-культуре, что не только снимало эффект отторжения, но и в значительной мере делало сатанизм модным увлечением среди молодежи. При этом большинство современных сатанинских культов, сект и организаций, чья деятельность была замечена на территории России, относятся именно к неосатанинским, как и все наиболее крупные и массовые из этих культов, сект и организаций.

Надеюсь серия постов о сатанизме была вам интересна:)

Правда жизни, Удивительное рядом, Сатанизм, Религия

Previous post Next post
Up