Nov 01, 2010 11:39
Дмитрий Владимирович Гаев, который в этом месяце завершает работу на посту начальника Московского Метрополитена в связи с уходом на пенсию, дал интервью нашему журналу.
Дмитрий Владимирович, подведите, пожалуйста, итоги 24-х лет, в течение которых Вы руководили московским метро.
Я считаю, что эти годы для метрополитена сложились в целом удачно. Мы обеспечили решение тех задач, которые ставились перед нами правительством Москвы по перевозкам пассажиров. Успешно шло развитие самого метрополитена, особенно в последнее десятилетие. В этом нам помогло стабильное финансирование. Мы избавились от долгостроя 90-х годов прошлого столетия, появилось много новых станций и линий, построенных с помощью самых современных технологий. Но главное наше достижение, как мне кажется, это объединение общественного транспорта города в Транспортный Союз Москвы. Только благодаря этому объединению удалось эффективно использовать железную дорогу в черте города. Мы получили, можно сказать, метро-2. Я тут не какую-то секретную систему имею в виду, о которой меня постоянно спрашивают, а полноценный транспорт для москвичей, с удобными пересадками на метро.
В последнее десятилетие снова активизировалась работа по строительству объектов метро. Темпы строительства впечатляют, они, кажется, даже выше чем в лучшие советские времена. Как удалось добиться таких успехов?
Если говорить о том, насколько активизировалось строительство объектов метро, то скажу, что метростроение в Москве в последние годы выросло на порядок. Такого объема работ не было вообще за всю историю метростроения в Москве. Причины такой активности - руководство города и страны наконец осознало, что только комплексное развитие общественного транспорта спасет город от коллапса, когда здесь никто вообще передвигаться не сможет. Финансирование резко увеличилось. Благодаря этому удалось привлечь высокой зарплатой квалифицированные кадры, закупить современную технику, которая быстро окупила себя, позволив резко сократить время на проходку тоннелей и сооружение станционных комплексов. На некоторых направлениях удалось привлечь и частных инвесторов.
Какие основные проблемы метрополитена были решены под Вашим руководством, и что еще предстоит сделать?
В первую очередь нам удалось сделать более комфортным путь на работу многим москвичам. Это пассажиры из районов Жулебино, Строгино, Митино, Дегунино, Солнцево, а также все, кому приходилось пропускать поезда из-за того, что они были наполнены, как говорится, "под завязку". И все те, кто тратил больше десяти минут на переход с одной линии на другую, передвигаясь в толпе со скоростью муравья. Как мне кажется, этим людям нам удалось помочь, для них были построены и строятся новые станции и целые линии. И на пересадках стало теперь посвободнее, здесь помогли новые станции в центре - Якиманка, Маросейка, Остоженка. Кроме того, удалось наладить транспортное обслуживание Москва-Сити. Но еще осталось много проблем. Особенно культура наших работников всё ещё оставляет желать лучшего. Как не старайся, а советский менталитет, передавшийся им от их родителей, всё еще даёт себя знать.
По поводу Москва-сити, Вас, наверное, часто спрашивают, имело ли смысл устраивать вилочное движение на Филевской линии, с которым сейчас так много проблем? Многие обвиняют Вас также в том, что продолжение "аппендикса" от Международной к Полежаевской и далее через Ходынку и Динамо к Савеловской, которое сейчас строится, Вы преподносили как "пересадочный контур", часть еще одного кольца. На деле же эта линия с короткими перегонами и множеством станций стала местной линией, которая нужна разве только владельцам элитного жилья на Ходынском поле. Не станет ли этот "Гаевский контур" или "краказябра", как некоторые его называют, черным пятном в вашей безупречной биографии?
Что касается вилочного движения, то на тот момент это была единственная возможность быстро связать с Москва-Сити центр Москвы. И от вилки теперь, когда в Сити можно попасть и с помощью еще двух линий, надо отказываться.
Теперь по поводу контура. Вы не первые обвиняете меня в том, что я преподносил эту линию как будущее кольцо. Но это не так, это как раз ваши коллеги журналисты интерпретировали мои слова о контуре так, как им хотелось. Вы вообще знаете, что такое контур? А линия эта оказалась нужна. Деловой район продолжает расширятся, существует так называемый Большой Сити, и туда людям тоже надо на работу приезжать, и желательно не на автомобиле. А теперь станции там есть, Шелепиха, например. Когда я предлагал эту линию тринадцать лет назад, нам такие объемы финансирования метростроения, как сейчас, и не снились даже. Приходилось убеждать руководство города, и тут в ход шли, конечно же, все возможные аргументы. А в итоге, посмотрите, мы двух зайцев убили - построили и местную линию от Международной, и скоростную линию на запад от Делового Центра, которая скоро заработает. А на Ходынке люди 13 лет без метро сидят, и только, наверное, через два года оно к ним придет. Так что все обвинения в мой адрес абсолютно беспочвенны.
Так будет ли еще одно кольцо в Московском метро или нет?
Так оно уже есть - это городская электричка маршрута "К" на Малом кольце московской железной дороги. Мы же с железнодорожниками теперь в единой системе, как я сказал. А вот подземного кольца, могу теперь точно сказать, не будет. Не будет, по крайней мере, в той форме, как мы его себе раньше представляли. У нас и по существующей кольцевой линии в центре города никто больше полукруга не проезжает. Так зачем же нам всё окольцовывать бездумно? Будут именно два контура. Первый, на расстоянии одного-двух перегонов от Кольцевой линии, уже складывается - это участок линии Парк Победы - Деловой Центр - Ул. 1905 года - Белорусская - Савеловская...
То есть будет продлен челнок Парк Победы - Деловой Центр?
Да, под эту линию выделено специальное финансирование, так как в другую сторону от Парка Победы она пойдет по Кутузовскому проспекту.
Получается, что это и есть та линия, о которой недавно говорил наш Президент?
Да, это она. Так вот, там будут пересадки на несколько линий, которые идут на запад. На юге мы тоже планируем от Парка Победы
скоро прийти через Потылиху, Спортивную, Шаболовскую к Тульской. А там будет пересадка на хордовую линию, которая начнется на Ленинском проспекте и пойдет на восток, для начала к Авиамоторной. Вот уже почти три четверти контура и будут готовы.
А сроки?
Приблизительно 2026 год. Сейчас мы занимаемся предпроектными работами - это изыскания и градостроительные задания.
А большое кольцо будет?
С ним тоже самое. Мы уже продлили Каховскую линию, она соединяет теперь Выхино и Мичуринский проспект. Далее она пойдет в Очаково, а у района Матвеевское будет кросс-платформенная пересадка на еще одну, новую линию - она пойдет на Кунцевскую, потом через Хорошево-Мневники к Октябрьскому полю и пока закончится пересадкой на станцию Сокол. Если две эти линии сложить вместе - половина кольца готова. А другую половину, на севере и востоке города, уже обеспечивает Малое Кольцо железной дороги - там как раз нужное расстояние от Кольцевой линии, т.е. 4-6 перегонов. И пересадки в основном удобные.
Так как же все-таки удасться избавиться от "вилки" на Филевской линии?
Вот вы опять за своё. Потерпите немного. Пускай это будет небольшим сюрпризом. Лучше обратить внимание на то, что началась
реконструкция наземных станций на Филевской линии, будут удлиняться платформы, линию почти на всём протяжении накроют специальным коробом. Это значит, что линия обязательно будет жить.
Какие еще сюрпризы в плане строительства новых станций ждут нас в ближайшем будущем? Где сейчас вгрызаются в землю проходческие щиты?
В первую очередь метростроевцы готовят пуск так называемой "Солнцевской"-глубокой линии. Хотя до Солнцева она не дойдет - там уже есть легкое метро, на которое будет пересадка на станции Олимпийская Деревня. Уже готов участок мелкого заложения Олимпийская Деревня - Мосфильмовская, но открывать его пока не имеет смысла, так как линия будет отрезана от остального мира. Сейчас идет строительство станции Потылиха, а проходческие щиты подходят к Остоженке.
Кроме того, как мы уже говорили, на один перегон вскоре будет продлена наша самая короткая линия: челнок будет ходить между станциями Парк Победы - Деловой Центр - ул. 1905 года, точнее к новой станции, название которой еще не утверждено. Щиты сейчас также проходят продолжение так называемого Хорошевского радиуса от Звенигородской на запад. А на восток эта линия скоро тоже будет продлена от Остоженки, она пойдет на юго-восток, к Люберцам, чтобы еще больше разгрузить там Каховскую и Таганско-Краснопресненскую линии.
Кроме того, идут работы по продлению Сокольнической линии от Черкизовской на восток, до Щелковской... В общем, строек много, и это хорошо. Очень хорошо. Только бы вот на всё электроэнергии хватило. Мы питаемся от системы РАО "ЕЭС России", поэтому встают вопросы прокладки кабельных линий по территории города. Все эти сопутствующие работы иногда сопоставимы по стоимости и трудозатратам с горнопроходческими.
Среди фанатов метро в последнее время ходят слухи, что некоторые существующие станции закроют. Так ли это?
Могу всех наших пассажиров успокоить, не только фанатов. Мы просто так закрывать ничего не будем. Закрыта будет только одна станция - Студенческая. Но вместо нее будет Дорогомиловская, совсем рядом. А вот временные закрытия в следующем году ожидают нас на Таганско-Краснопресненской линии. Там придется закрывать на ремонт перегоны Беговая-Полежаевская и Полежаевская - Октябрьское Поле, причем на целый год. Там сейчас состояние тоннелей почти аварийное, дольше тянуть нельзя. Но уже подготовлена временная схема движения, да и новая Хорошевская линия сможет взять на себя нагрузку. И я уверен, что человек, который заменит меня на моем посту, справится с этой ситуацией не хуже меня.
И последний вопрос. Каким вы видите московское метро 15-го мая 2035 года, когда ему исполнится 100 лет?
Ох, дожить бы... вам завидую, вы точно доживете. Думаю, темпы строительства не упадут. Москва и область объединяются, через 15 лет мы будем жить в огромном мегаполисе. За МКАД пойдут новые линии, кое-где даже пучки новых линий, а их будут охватывать новые пересадочные контуры. Уверен, будут также разработаны схемы для охвата малоэтажного строительства, развернувшегося сейчас в ближайшем Подмосковье. В общем, московское метро обязательно сохранит статус самого надежного, быстрого и удобного городского транспорта.
Гаев,
планы