В районе Каневской ГЭС ниже по течению реки Днепр находиться разрушенный Каневский железнодорожный мост.
Мост находился на участке Золотоноша-Канев-Мироновка проекта Красноармейск-Ровно.
Еще в 1916 г. началось строительство кратчайшего пути на фронтовом направлении - от Гришино (Красноармейск) до Ровно через Павлоград, Золотоношу, которое прервалось революцией и Гражданской войной. В 1936 г. решили реанимировать проект, и уже в 1937 г. была сдана "первая очередь" линии от Постышево (Красноармейск) до Новомосковска. Однако, после Великой Отечественной войны об этом проекте вновь забыли...
Железнодорожный мост через реку Днепр возле города Канев имел стратегическое значение, а за Каневское направление с его ж/д сетью велись ожесточенные бои в 1941г. - даже на бронепоезде -
Бронепоезд №56 на запасном пути, то есть постаменте Мост был взорван во время наступления советских войск - операция по освобождению города Киева - в октябре 1943г. (Точная дата почему-то неизвестна). Почему взрывали не основные судоходные пролеты, думали вернуться?
Через мост было организовано отступление немецких войск, и как только первые советские танки зашли на мост - переправа была подорвана.
Кадры из кинофильма: "Освободители.Воздушный десант" (2010, режиссер - Павел Тупик) Фрагмент карты в районе города Канев. Тут отчетливо видно направление и расположения путей железной дроги на участке Золотоноша-Канев-Мироновка, а также затопленные острова Каневским водохранилищем - остров Каневский, остров Паджурикого (что за СТАРИК ?). На других более
схематических схемах упомянутый участок проходил рядом с Днепром вверх по течению.
Вся карата - карта изготовлена и переведена американцами в 1953г. по картам Генерального штаба Красной армии 1936-43гг. (траф - 1.73 МБ)
Железнодорожные насыпи сохранились по сей день, ж/д ветка действует до Ляплево а далее по гребле Каневской ГЭС
Ширина Днепра в районе Канева была не более 600 метров (!?). После войны железнодорожная сеть так и не была восстановлена, а разрушенные опоры и пролетные строения моста частично разобрали - для обеспечения беспрепятственного судоходства через Каневскую ГЭС, строительство которой началось в апреле 1963г.
Подтверждение слов организации автомобильного движения по мосту после войны, мною нигде не найдено:
После войны, когда решили не восстанавливать участок Канев-Мироновка, мост переделали под автомобильное движение, кстати из-за его габаритов (под один жд-путь) по ширине, по нему проходила только одна машина, поэтому движение организовывали регулировщики и запускали трафик "пакетами".
Когда в конце 60-х - начале 70-х (не помню точно) построили ГЭС и открыли проезд по её плотине, мост почти весь разобрали, а с тем, что до сих пор уцелело, очевидно решили не заморачиваться и просто кинули.
Каневский мост сегодня - 8 опор и 3 металлических пролета.
Канев с высоты полета вертолета - Каневская ГЭС, Каневский разрушенный мост, город Канев
В тему для изучения:
Рештки залізниці у околицях Канева Есть ли у Вас какие-нибудь интересные факты про Каневский ж/д мост?
1. Кто проектировал, когда построен? Фото целого моста?
2. Почему не стали восстанавливать?
3. Ширина русла реки тех дней? Карты и аэрофотосъемки?
4. Почему так мало информации и фотографий этого моста?
5. Почему никто не додумался полазить по нему и сделать фотосесию? А главное выложить ее! :)