Если рассматривать социальные вирусы через растяжку «психика-деньги», то с одной стороны будут находиться секты, так называемые "ловцы душ", с другой стороны окажутся финансовые пирамиды, перераспределяющие деньги участников - так называемые "ловцы денег". И между этими двумя крайностями окажется ещё группа разных явлений, соединяющих в себе в разных пропорциях обе эти формы.
Распространение таких вирусов происходит либо через прямую материальную выгоду «участников» и материальные «страсти», либо через идеологизирование или даже зомбирование.
Во всех случаях происходит неэффективное использование человеческого материала.
Теперь к категориальной растяжке "психика-деньги" добавим растяжку уровня развития - "исходная форма-социальный институт". И теперь отчётливо становятся видны, например сетевой маркетинг, фондовый рынок, лотерея. Впрочем, последняя слишком примитивна и больше подходит под платные развлечения - в ней просто продаётся предвкушение возможного выигрыша.
Отдельной строкой стоит упомянуть вирус избыточного потребления, созданный «благодаря» культуртехнической активности производителей и современной диспропорции образования и образа/уровня жизни, идущей от критического разрыва в развитии технических и гуманитарных наук.
На биржевом рынке был создан механизм бесплатного создания ликвидности различных инструментов (фондовых, долговых, финансовых, и т.д.) и содержания брокерских компаний (инфраструктуры) за счет мелких внешних игроков - т.н. "спекулянтов". Ситуация напоминает усложнённый вариант лотереи и финансовой пирамиды, хотя за счет институциональной развитости в т.ч. несёт некоторую полезность для обывателей. Это именно вирусный механизм в полезном профессиональном социальном институте, предназначенном для употребления крупными компаниями и другими деятельностными субъектами.
Сетевой маркетинг в разных пропорциях соединяет в себе и охоту за деньгами обывателей в текущих процессах жизнеобеспечения, и за психикой, при слабом сознании определяющей решения и действия человека (т.н. импульсивные решения).
Причём в нём изначально заложен конфликт интересов между продавцом и покупателем, и «игра» на доверии знакомых, т.е. процесс обмена «социального капитала» на деньги.
Проблема в том, что в сетевом маркетинге есть возможность злоупотребления доверием окружающих, чем и пользуются "заряженные" идеологизированные представители таких структур, зачастую даже не осознающие что они делают.
Сейчас сетевой маркетинг усложнился, приобрёл некоторые черты социального института, и даже начал нести некоторую пользу в виде образования и социализации в некоторых редких случаях, но в своей базе он так и остался социальным вирусом, который живёт в обществе, и как и любой вирус, постепенно адаптируется к этому обществу.