Понял это уже давно, просто решил написать и выложить догадку (а может и выкладывал уже).
Вчера увидел трейлер к новому фильму по роману Кира Булычёва "Сто лет тому вперёд". Не буду комментировать, мне гораздо интереснее первый фильм, "Гостья из будущего".
Фильм был одним из серии технологической фантастики, задававший прекрасное технологическое будущее, но как и почти вся фантастика XX века линейно проводил технологическую линию развития, не учитывал массу сторон усложнения действительности, и фактически был пиком ожиданий перед обрушением "песочной горы".
Этот фильм вышел в 1984 году, на визуальном пике могущества СССР, и сразу стал культовым. Миллионы советских мальчишек пели песню про прекрасное далёко и грезили об Алисе.
Фильм задавал высочайшую планку развития для каждого человека, и был как последний всплеск во время тренда на фондовом рынке, когда перед срывом процесса происходит большой резкий скачок вверх, и вектор тренда устремляется вертикально вверх, а волатильность окончательно стремится к нулю, и текущее значение цены в последнем рывке выходит за пределы всех диапазонов. И только затем происходит слом процесса и большое падение.
Сценарий фильма был прекрасен, образ Алисы был прекрасен, песня была замечательная.
Но автор стихов не учёл (и не мог учесть) всего лишь один факт, так как тогда в СССР ещё не было знаний НЛП:
В песне поётся "Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко", и всё бы хорошо, но наше подсознание не воспринимает частицу "не", так как работает на образах. Для примера попробуйте не думать о белой обезьяне.
И таким образом, в то время, пока сознание пело о прекрасном будущем, подсознание в это же самое время слышало "Прекрасное далёко, будь ко мне жестоко".
И таким образом был заложен психологический внутренний конфликт у миллионов советских ребят, запрограммировав коллективное бессознательное целой страны.
Конечно, это не единственный, и даже не основной фактор развала Советского Союза. Но этот фактор как минимум резко усилил разочарование в будущем миллионов советских людей после развала Советского Союза, а может быть даже отчасти и запрограммировал грядущие события на психологическом уровне внутри каждого человека.
Для преодоления этого критического разрыва достаточно было всего лишь изменить слова песни на что-то подобное: "Прекрасное далёко, ты будь ко мне хорошее, будь к нам всем благосклонное, зови меня с собой".
Конечно это не очень удачный экспромт, причем похожий на церковную молитву, но суть в нём показана. Всего лишь одна строчка.
Возможно, при составлении текста песни еще сказывалось психологическое "отрицание" войны, закончившейся на момент съемок 29 лет назад - желание мира, память и понимание того, какой ценой досталось Победа.