Сформировалась картинка массовой деятельности.
Массовая деятельность, как поли-процесс с возвращением преобразованной нормы в культуру, т.е. культура - ядро, вокруг которого расцветают реализации и обратным ходом сформированные в них нормы преобразуют само ядро. Причем это одновременный процесс - «бульон», как крутящиеся колёса вокруг ядра, как многомерный тор с серединой - «культурой».
Т.о. это процесс изменения такой динамической гиперсферы.
Стрелка вверх возле культуры показывает развитие культуры, как системы норм и эталонов.
Цикл «цветочка» как бы 2х этапный в обе стороны и затем этап культуры:
1. Проектирование деятельности с использованием норм культуры,
2. Реализация инфраструктурных объектов-вещей,
3. Рефлексия норм с учетом произведенной деятельности,
4. Возврат измененной нормы в культуру.
5. Трансформация и обобщение принятой кандидатной нормы в системе культуры.
Похоже, я понял механику и динамику схемы ВДиТК, применительно к массовой деятельности. Если к схеме ВДиТК добавить другие циклы деятельности вокруг стрелки трансформации норм (на схеме ВДиТК они не отображены т.к. это структурная схема процесса, и она подразумевает возможность дублирования экземпляров), то можно получить очень похожую картинку.
Вывод схемы мыследеятельности из предыдущей схемы.
Из предыдущей схемы, если центр цветка «культура» начать раскладывать, то получится, что обратным ходом идёт обсуждение, обобщение кандидатных норм, парадоксов и разрывов в деятельности, полученных из практики (слоя реализации деятельности в материале).
Т.е. это слой мыслекоммуникации, и там свои «лепесточки». И еще дальше слой чистого мышления, как логического и абстрактного оперирования и конструирования, и там еще свои «лепестки» реализаций, причем сложно разделить мыслекоммуникацию с самим собой в разных позициях и чистое мышление. Чем принципиально это отличается от мыслекоммуникации между разными людьми, я пока не понял.
А фиксация и трансляция норм происходит в сфере культуры, и точно так же в итоге через специализированную деятельность воплощается в материальных носителях - книгах, сайтах в Интернет, докладах, головах людей, образцах реализованных материальных объектов, сфере образования, сми, и т.д.
И т.о., если этот «цилиндр» (хотя это вовсе и не цилиндр - цилиндрическая форма лишь показывает ход времени) сплющить в плоскость (отмечена оранжевой плоскостью), а вторым ходом сплющить плоскость в луч, пройдя по кругу вокруг центральной точки окружности, то получим схему, очень похожую на схему мыследеятельности, как структурную схему мышления, мыслекоммуникации, деятельности, и материальных артефактов деятельности.
Причем, циклы норм и реализаций скорее всего проходят и через разные слои, и внутри слоёв, т.е. это просто один из механизмов работы этой схемы.
А артефакты сферы культуры, как хранилище норм и эталонов.
Получается, что схема мыследеятельности как минимум полнее и лучше реализует отношения норма-реализация, синтез знаний и возврат норм в культуру.