Секрет быстрого обогащения. Из крестьян в купцы миллионщики.

Aug 03, 2024 09:17


Самые богатые купеческие династии: Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы, Громовы, Третьяковы, Гучковы, Кузнецовы, Коноваловы, Хлудовы, Солдатенковы. Их имена связаны с золотым веком меценатства в России. Они жертвовали свои средства на науку, просвещение, здравоохранение, искусство. Благодаря им у нас есть Московский художественный театр, Третьяковская галерея. Эти люди внесли огромный вклад в русскую культуру.



Б.М.Кустодиев "Масленица", 1919г: купеческая Россия красочно представлена в картинах художника

Стремительное обогащение - феномен русского купечества

Все эти знаменитые купеческие династии имеют одинаковую историю накопления первичного капитала. Их родоначальники из крестьян как-то очень быстро приобретали миллионный капитал.

Драматург А.Н.Островский - знаток купеческого сословия.  Его рассказ «Записки замоскворецкого жителя» начинается так: «Как он  {купец} сделался богатым, этого решительно никто не знает. Самсон Савич, по замоскворецким преданиям, был простым набойщиком в то время, как начали заводится у нас ситцевые фабрики; и вот, в несколько лет он миллионщик».

Подобные примеры в российской действительности - правило, а не исключение. Знакомясь с историями успешных предпринимательских родов, мы сталкиваемся с одним и тем же явлением: большие средства внезапно оказывались в распоряжении людей, ранее занимавшихся разве что мелкой торгово-кустарной деятельностью.


«знаменитый дом Морозовых, ныне владеющий громадными бумагопрядильнями, ... Савва Морозов, глава этого дома, недавно умерший, вышел из Гуслиц и был там простым ткачом и вдруг стал со дня на день владельцем значительного капитала» (из рассказа князя В.П. Мещерского будущему императору Александру III)

Раскрываем секрет быстрого обогащения

Все эти знаменитые купеческие фамилии Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы, Громовы, Третьяковы, Гучковы, Кузнецовы, Коноваловы, Хлудовы, Солдатенковы - происходили из раскольников. А у старообрядцев была своя экономика, основанная на общинном кредите. Староверческий капитализм развивался не по классическим канонам, а по собственным духовным и организационным правилам, чтобы выжить во враждебной никонианской среде. Краеугольным камнем этого выживания стали отношения равенства всех членов общины - как в хозяйственном, так и в духовном смысле.



Борис Михайлович Кустодиев "Купчиха за чаем", 1920

Общинные капиталы направлялись на открытие или расширение различных коммерческих дел. Единоверцам предоставлялось право пользоваться ссудами из общинной кассы, причем кредит предусматривался беспроцентный, допускались и безвозвратные займы. Именно с этой помощью образовалось огромное количество торгов и производств.

Основатель династии Рябушинских Михаил перешел в раскол из православия в 1820 году женившись на старообрядке (и сменив фамилию со Стекольщикова на Рябушинского). До этого он подвизался обычным мелким розничным торговцем, но благодаря коммерческим задаткам в новой среде получил более серьезную торговлю, став купцом третьей гильдии. В 1843 году произошло важное событие: супруги Рябушинские устроили брак своего сына Павла с А.С. Фоминой. Она была внучкой священника И.М. Ястребова - одного из самых влиятельных деятелей Рогожского кладбища, где ничего не происходило без его благословения. Доступ к денежным ресурсам сделал свое дело: уже через три года у Рябушинских появилась крупная фабрика с новейшим по тем временам оборудованием, и это позволило им подняться на вершины предпринимательства Москвы. Ко времени кончины основателя династии (1859) его капитал превышал 2 млн рублей.

Многие московские купцы получили капиталы, положившие основание их богатству, из кассы раскольничьей общины.



Б.М.Кустодиев "На Волге", 1910

Подобные источники финансирования крестьянско-купеческого капитализма были распространены повсеместно. Читаем у Шелехова Д.П. «Путешествия по русским проселочным дорогам» (СПб., 1842): В одной сельской местности, в 16 верстах от г. Гороховца, автор столкнулся с «русскими Ротшильдами», банкирами здешних мест. Братья Большаковы располагали капиталом в несколько сот тысяч рублей, ссужая их промышленникам и торговцам прямо на месте их работы. Передача купцам и крестьянам денег - порой немалых - происходила без оформления какой-либо документации: на веру, по совести. Летом оба брата выезжали в Саратовскую, Астраханскую губернии для размещения там займов.

Удивление автора записок не знало границ, когда при нем какому-то мужику в тулупе выдали 5 тысяч рублей с устным условием возврата денег через полгода.

Опасения в вероятном обмане, высказанные им как разумным человеком, были отвергнуты. По утверждению кредиторов, такого не могло произойти, поскольку все не только хорошо знакомы, но и дорожат взаимными отношениями. К тому же о делах друг друга каждый неплохо осведомлен, и обмануть здесь удастся лишь один раз, после чего уже и «глаз не показывай и не живи на свете, покинь здешнюю сторону и весь свой привычный промысел».

Отсюда происходит известное выражение «Стереть в порошок»



Кнуров и Выжеватов договариваются о Ларисе. А затем знаменитый диалог Ларисы и Выжеватова: У тебя тоже цепи? - Хуже. Кандалы. - Какие? - Слово честное. Купеческое. Из к/ф «Жестокий романс»

Авторитет купцов был настолько высоким, что они покупали товар, не подтверждая своей платежеспособности. Они составляли купчие и договоры, совершали разнообразные сделки под своё честное слово. А вот если не могли расплатиться, то их «стирали в порошок».

Смысл этой фразы в том, что размер долга записывали мелом на доске. И если по прошествии оговорённого срока деньги не возвращались, то надпись стирали, а вместе с ней прощали и долг. Однако такое «стирание в порошок» для купца было равносильно самоубийству, поскольку наносило серьёзный удар по его деловой репутации. Поэтому купцы очень боялись быть «стёртыми». Они полагали, что суд собственной совести гораздо хуже, чем порицание тех людей, которым они задолжали.

Как связаны русские купцы с «Учебным центром русского языка»?

Постоянные читатели «живого журнала metodika_rki» знают, что мы рассказываем только местах рядом с «Учебным центром русского языка». Где этот дом? Где это место, связанное с историей русского купечества? Таких домов и купцов много в районе Милютинского переулка, ул.Сретенка, Лубянка, Мясницкая. Но мы расскажем только о самых известных. Конечно, все они из старообрядцев.

Усадьба К.Т.Солдатёнкова - Москва, ул. Мясницкая, 37



Москва, ул. Мясницкая, 37. усадьба К.Т.Солдатенкова

Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901) - издатель, коллекционер русской живописи, библиофил, купец 1-й гильдии, коммерции советник.

Семейство происходило из крестьян-старообрядцев. Дед Козьмы Терентьевича, крестьянин Егор Васильевич Солдатенков, переселился в Москву в 1797 году и записался в московское купечество.

Русская культура обязана меценату изданием многочисленных переводов фундаментальных классических трудов в области гуманитарных наук. Собственное книгоиздательство Козьма Терентьевич Солдатенков учредил в 1856 году, через год открыв книжный магазин на Лубянке.

По части коллекционирования Козьма Терентьевич Солдатенков не уступал Третьякову. Стены особняка на Мясницкой украшали всем теперь уже хорошо известные холсты: «Чаепитие в Мытищах», «Проводы покойника» Василия Перова, «Завтрак аристократа» Павла Федотова, «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» Александра Иванова и др. К слову, залы солдатенковской художественной галереи мог посетить любой желающий.

Здесь же находилась богатейшая библиотека, насчитывающая свыше 20 тыс. томов, которую впоследствии завзятый библиофил Козьма Солдатенков  завещает московскому Румянцевскому музею.



Картинная галерея и библиотека К.Т.Солдатёнкова были завещаны Румянцевскому музею

Во время Великой Отечественной войны, когда Мясницкая уже стала улицей Кирова, бывшую купеческую усадьбу засекретили и разместили в здешних покоях Ставку Верховного главнокомандующего Сталина И. В.

Когда в 1861 году вышел царский манифест об отмене крепостного права, по стране сразу пошел слух - дескать, на самом деле царь ничего такого не подписывал, а просто щедрый Солдатенков выкупил у помещиков всех крестьян и отпустил их на волю.

После смерти Козьмы Терентьевича, согласно его завещанию, большая часть его капитала пошла на строительство одной из крупнейших московских больниц - бесплатной больницы для бедных независимо от сословий и религий. В советское время эта больница была известна как Боткинская и до сих пор остается крупнейшим медицинским центром.

Кузнецовский фарфор - Москва, ул.Мясницкая, 8/2



Кузнецовский фарфор, блюдо «Садко», художник Михаил Врубель. Русский музей, Санкт-Петербург

Фарфоровый магнат Матвей Сидорович Кузнецов  (1846 - 1911). Именно при нем империя Кузнецовых достигла наибольшего расцвета.

Род Кузнецовых идет от гжельских крестьян-старобрядцев. Дед  Матвея Сидоровича интенсивно укрупнил производство за счет ссудной кассы московской старообрядческой общины Рогожского кладбища.

На улице Мясницкая 8/2 располагалась контора   «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».

Матвей Кузнецов и Михаил Врубель - союз коммерсанта и художника

М.С.Кузнецов постоянно занимался расширением производства, искал новые решения, работал над дизайном своей продукции. Кузнецовский фарфор ценили за качество и уникальный декор. Сотрудничал промышленник и с Михаилом Врубелем.

Врубель создал рисунок по мотивам новгородских былин. На нём был изображён Садко, который играл на гуслях для Морского царя и нежных морских русалок. Уже через несколько месяцев Дулевский фарфоровый завод выпустил совершенно изумительное декоративное блюдо.



Кузнецовский фарфор. Блюдо «Садко» по рисунку Михаила Врубеля

Впоследствии Кузнецов решил растиражировать рисунок Врубеля. На его заводе был изготовлен специальный штамп, а наносить его стали не только на блюда, но ещё и на вазы. Однако изображение на вазе моментально теряло всю свою прелесть и композицию. По замыслу художника играющий на гуслях Садко смотрит на русалок. На вазе же гусляр оказывался к русалкам спиной. Фактически, рисунок оказывался разорванным, так как невозможно было сразу охватить взглядом всю картину.

Врубель был категорически против этого воплощения. Однако Матвей Кузнецов сухо сообщил Врубелю о том, что он купил рисунок, соответственно, может делать с ним всё что угодно, и наносить на любые виды изделий. Его до глубины души оскорбила попытка художника диктовать свои условия использования эскиза. Михаил Врубель покинул дом промышленника совершенно расстроенный.

На защиту Врубеля встал его друг, художник Валентин Серов. Он даже вызвал Кузнецова на дуэль.

Тургеневская площадь в Москве - Тургеневская библиотека - метро Тургеневская

Эти топонимы появились благодаря Морозовой (урожденной Хлудовой) Варваре Алексеевне (1848-1917). Это известная предпринимательница, владелица «Товарищества Тверской мануфактуры», потомственная почетная гражданка Москвы, благотворительница и меценатка. Династии Хлудовых и Морозовых происходят от крестьян-староверов, стремительно разбогатевших в конце 18 - начале 19 веков.

Читайте  статью « За книжкой с кружкой пива: история названия станции метро Тургеневская»

Источники:

  1. Александр Пыжиков. Грани русского раскола: тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года. \ Концептуал. М., 2018
  2. Евгения Гершович. Дом недели: городская усадьба Козьмы Солдатёнкова на Мясницкой улице/ журнал «Москвич», 06.11.2020

Козьма Солдатенков, москва купеческая, кузнецовский фарфор и Врубель, купцы старообрядцы, история названия метро Тургеневская, как богатели русские купцы, Москва Мясницкая 8, Варвара Морозова, Москва Мясницкая 37, этимология Стереть в порошок

Previous post Next post
Up