кадр из фильма "Василий Иванович меняет профессию"
Часто иностранцы удивляются:
- Зачем мне учить русский язык с преподавателем? У меня много русских друзей. Они меня всему научат. Но когда иностранец просит своих русских друзей объяснить разницу между:
То носитель русского языка отвечает «ну, у нас так говорят». А преподаватель РКИ знает, какая разница между этими глаголами. Потому что он изучал Методику преподавания русского языка как иностранного.
История методики преподавания русского языка как иностранного
История РКИ насчитывает более тысячи лет, потому что как только иностранцы стали приезжать в Россию, то появилась необходимость в талмачестве, в переводе с иных языков на русский и с русского на языки общения.
А современная история РКИ начинается в 50-х года прошлого века, когда советские вузы стали приезжать иностранцы. Сначала по государственному обмену приехала большая группа студентов из Китая, которые хотели обучаться русскому языку как иностранному.
И, по существу, в то время не было сложившихся традиций в преподавании русского языка как иностранного в вузах Советского Союза. Не было методических концепций, не было учебников, не было учебных пособий, которые были бы важны и актуальны для иностранцев, которые к нам приезжали. И приходилось, конечно, создавать это всё. Первопроходцами стали гуманитарные кафедры МГУ.
В 1973 году был создан Институт русского языка имени Пушкина, директором тогда был Виталий Григорьевич Костомаров, известнейший ученый и основоположник науки лингвострановедения. Далее подключались уже Университет дружбы народов и другие вузы.
В разработке и создании методики преподавания РКИ принимали участие знаменитые ученые-лингвисты И.М. Пулькина, Е.И. Мотина, и тогдашние выпускники Галина Андреевна Бетехтина, и Серафима Алексеевна Хавронина, и, конечно, Виталий Григорьевич Костомаров.
Пулькина И.М.
Пулькина Ильза Максимилиановна - советский филолог, методист, доцент, педагог. Одна из создателей методической школы преподавания русского языка как иностранного, пропагандист идеи практической направленности обучения русскому языку иностранцев и учащихся национальных школ.
Методика преподавания РКИ - это направление со своими законами, со своими методическими инструкциями и рекомендациями, которое разительно, значительно отличается от техники и методики преподавания русского языка носителям языка в школах.
Добровольская Валерия Васильевна
Разработчик программы очного курса «
Методика преподавания РКИ» «Учебного центра русского языка» - Добровольская Валерия Васильевна, заслуженный преподаватель Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов МГУ, на котором проработала более 60 лет с 1960 года и до последних дней жизни.
На официальном сайте «Учебного центра русского языка» есть список к
урсов повышения квалификации для преподавателей РКИ и курсов профессиональной переподготовки по программе «Методика преподавания русского языка как иностранного».