Через один дом от «
Учебного центра русского языка» по Милютинскому переулку стоит дом №11. Это бывший доходный дом, построенный в 1904-1905 гг по проекту архитектора Вильгельма Вильгельмовича Шауба.
Редкое фото. Здесь вид здания, где располагались "Окна РОСТА", со стороны Сретенского переулка. Один и тот же ракурс. Дореволюционное фото и современный вид.
В годы гражданской войны, голода и разрухи здесь расположилось Российское телеграфное агентство (РОСТА). Его задачами были: сбор и распространение информации, пропаганда и агитация в самой разной форме. При агентстве существовали литературный, театральный, художественно-изобразительный отделы. Изобразительный отдел выпускал плакаты «Окна сатиры РОСТА».
Первоначально дом был четырехэтажным, затем в 1930-е башню снесли и надстроили еще 2 этажа. «Окна Роста» располагались в доме с башней.
Маяковский в РОСТА. 1941, художник Дейнека Александр
Придумал «Окна» художник Михаил Черемных. Плакаты вывешивали в витринах магазинов, в те времена закрытых. Отсюда и родилось названия «Окна».
Окно роста Маяковского №923, январь 1921. Производительность подымай за пудом пуд / Задание выполнишь / Разрухе капут.
На Петровке, Большой Лубянке, Мясницкой, Кузнецком мосту можно было видеть москвичей, столпившихся у пустой витрины. Подойдя поближе, замечаешь плакат с яркими картинками, доходчиво рассказывающими о политических событиях дня с остроумной, зачастую злой надписью. «Окна» мгновенно реагировали на любую новость, через несколько часов уже оповещая о ней население. Первые плакаты появились в середине 1919 года. Сатирические бюллетени были большого формата и делались от руки в единственном экземпляре.
Маяковский. Плакат Окна сатиры Роста. Каждый прогул радость врагу. 1920
Одно из таких «Окон» увидел Маяковский на углу Петровки и Кузнецкого моста в 1919 году. Заинтересовавшись, он пришел в РОСТА и остался там работать. Маяковский был не случайным гостем в этом районе.
Окно роста №5, начало октября 1919, первое окно роста, выполненное Маяковским.
После Октябрьской революции он получил небольшую комнатку в бывшем доме Стахеева в начале Мясницкой (сейчас здесь музей поэта и книжный магазин Библиоглобус):
Несется жизнь, овеивая,
проста, суха.
Живу в домах Стахеева я,
Теперь Веэсэнха
Удостоверение № 129, выданное управлением IV дома ВСНХ Владимиру Маяковскому для предъявления в милиции при прописке. 1926. Обратите внимание на год рождения поэта, указан 1894, а не 1893.
После революции, доходные дома Стахеева национализировали и передали Всероссийскому совету народного хозяйства (ВСНХ), в них появились советские конторы, учреждения и одни из первых коммунальных квартир.
А на другой стороне Мясницкой, на углу Водопьянова переулка, исчезнувшего в связи с организацией Тургеневской площади, с 1920 года жила возлюбленная поэта Лилия Брик. Это именно для нее, Маяковский:
Не домой, не на суп,
А к любимой в гости
Две морковки несу
За зеленый хвостик.
Окно роста Маяковского №809, январь 1921. За примером далеко не надо летать/ Посмотрите - вот электрическая плита. / Если варишь теперь - вся в копоти и саже/ У этой и пальцы не запачкаешь даже / Не придется на лучину колоть дрова / Вставил штепсель - и готов электрический самовар.
В доме №11 по Милютинскому переулку первые 3 этажа по-прежнему были жилыми, но остальные заняло телеграфное агентство (РОСТА). Все подъезды, кроме одного, были заперты и жильцы пробирались домой различными черными ходами и лазами. На четвертом этаже и выше агентство снесло перегородки, в результате чего образовалась сплошная круговая галерея. Начав путь из одной комнаты, можно было через некоторое время очутиться в ней же, зайдя с другой стороны, совершив путешествие по всему этажу. Дом в разрезе - квадрат с колодцем-двором по середине. Дом и агентство составляли симбиоз: многие жильцы поступили на работу в РОСТА, а некоторые сотрудники, наоборот, поселились в доме.
В.В. Маяковский в мастерской "Окна РОСТА", 1949. Художник Викторов Сергей Павлович
Художественно-изобразительный отдел, где и творили художники Черемных, Маяковский, Малютин, занимал несколько комнат, окнами выходившие на Малую Лубянку и Сретенский переулок. Один из сотрудников профессор-литературовед А.В.Февральский пишет в воспоминаниях о художественном отделе: «Открыв дверь в одну из комнат, посетитель обычно попадал в клубы табачного дыма. Сквозь дым вырисовывались три фигуры огромного роста, с папиросами в зубах, все трое рявкали басом. Иной раз они лежали на полу, рисуя плакаты или «Окна сатиры РОСТА», и приходилось шагать через плакаты и через них самих. Троица эта была коллегией художественного отдела: Владимир Владимирович Маяковский, Михаил Михайлович Черемных, Иван Андреевич Малютин. В здании РОСТА центрально отопление не действовало, как и по всей Москве. Через коридоры тянулись трубы от железных печурок, так называемых буржуек, обогревавших комнаты, точнее сказать, предназначенных для обогревания комнат, часто дров не было, и мы работали в шубах, пальто и шинелях. Холода и недоедания старались не замечать. Согревались кипятком или странным напитком, имитирующим чай, с сахарином».
Окно роста Маяковского №867, январь 1921. Хочешь есть? Хочешь пить? \ Спеши в ударную группу/ образцового труда вступить.
Дело шло хорошо. Художники работали от зари до зари, рисовали вручную, и уже в 1920 году выпускали по несколько плакатов в день. А затем Гражданская война закончилась, и ОКНА РОСТА остались в прошлом - на своё законное место на витринах вернулась торговая реклама.
Реклама Маяковского. Все курильщики всегда и везде/ отдают предпочтение Красной звезде.
Маяковский первым из больших поэтов ворвался в рекламу. В 1923 году Маяковский познакомился с Александром Родченко - талантливым художником-плакатистом. Они основали неофициальный дуэт «реклам-конструкторов» и начали творить для Моссельпрома, Резинотреста, Чаеуправления, Госиздата, Ленгиза, ГУМа и прочих предприятий. Поэт писал веселые, хлёсткие и императивные слоганы, а художник оформлял их в оригинальном и незабываемом конструктивистском стиле.
Как Маяковский стал поэтом за один день?
Читайте и смотрите наш репортаж со Сретенского бульвара, где случилось это событие.
Москва, Милютинский переулок, дом №11 (здесь в 1919-1922 работал Маяковский в Окнах РОСТА. В этом доме с 1950 г. до конца своих дней жил А.В. Колосов, создавший книгу-исследование, посвященную истории каждого дома в Милютинском переулке). Красный особняк - дом №15 (здесь находится "Учебный центр русского языка", где иностранцы учат русский язык + здесь готовят преподавателей русского языка как иностранного)
Обучайте иностранцев русскому языку!
Почувствовать ритм, смелость, наглость, мощь и одновременно нежность и лиричность стихов Маяковского можно, если понимаешь русский язык. Маяковского нужно читать на русском, а не в переводе. Мы обучаем иностранцев русскому языку и знакомим их с богатством русской культуры.
«Учебный центр русского языка» с 1990 года готовит преподавателей русского языка как иностранного (РКИ). Есть очные и дистанционные курсы профессиональной переподготовки по программе «
Методика преподавания РКИ» и «
Методика преподавания РКИ детям». Срок обучения 3 месяца. По окончании обучения выдаем
Диплом с присвоением квалификации и правом ведения преподавательской деятельности. Диплом регистрируются в государственном реестре документов об образовании ФИС ФРДО. Этот диплом признается за рубежом при наличии печати апостиль.
Выпускники очного курса "Методика преподавания русского языка как иностранного"
Источники:
- Колосов А.В. Лубянский треугольник. М.: Конконтент, 2010
- Маяковский. Окна РОСТА и ГлавПолитПросвета. 1919-1921. Составитель Алексей Морозов. - М.: Издательство «Контакт-культура», 2010