Как раз напротив здания Учебного центра русского языка, где студенты изучают
программу «Методика преподавания русского языка как иностранного», высится 8-этажный дом под №20 по Милютинскому переулку. Этот угловой дом выходит и на Бобров переулок. Дом уникален не только своими жильцами или архитектурой, как другие дома в Милютинском переулке. Он уникален фактом своего рождения. Здание появилось вопреки всем историческим катаклизмам. С 1914 по 1924 годы в Москве жилищное строительство практически не велось. Потому что началась Мировая война (1914-1918), затем грянула революция (1917), вспыхнула гражданская война (1917-1922). Поэтому начало строительства доходного дома в 1917 году - можно назвать очень рискованным предприятием (есть сведения о начале строительства в 1915г.).
вход со стороны Боброва переулка
К концу 1917 года было возведено пять этажей из запланированных шести, на тот момент комплекс выделялся на фоне невысокой застройки. Когда во время вооружённого восстания в Москве отряды юнкеров захватили расположенную неподалёку телефонную станцию (дом №5 по Милютинскому пер, мы о ней тоже рассказываем), красногвардейцы использовали строительную площадку дома для обстрела неприятеля из артиллерийских орудий. После Октябрьской революции здание оставалось в лесах, пока в 1924 году архитектор Александр Калмыков не подготовил новый, более экономичный проект. Второй этап работ завершился к 1933 году. Задумка Калмыкова не предусматривала декоративных элементов, поэтому готовое строение создаёт эффект диссонанса. Готические розетки, гранёные трёхчетвертные колонны и барельефы, оформленные на торцах дома до революционных событий, соседствуют с пустующими стенами и нишами. Также в разном стиле выполнены подъезды, некоторые из которых сохранили старинные кованные перила и убранство лестниц. К 1936-му дом достроили восьмым этажом. Итого дом строили 21 год! В 2014 году Департамент культурного наследия присвоил дому статус объекта культурного наследия регионального значения.
лестница в доме под №20 по Милютинскому переулку
Дому не суждено было стать доходным. В 1920х-30-х его оккупировали многочисленные организации. Фанерный трест, клуб «Красный деревообделочник», государственное объединение Лесной промышленности Верхневолжского района, Волго-Окский лесопромышленный трест, Союзтабак, Союзлифтмонтаж. Были и жилые квартиры. Среди знаменитых жильцов архитектор Алабян,
легендарная Коллонтай, художник Лансере.
Архитектор Каро Алабян
Каро Алабян жил в доме №20 по Милютинскому переулку предположительно в конце 1920-х (когда учился на архитектурном отделении ВХУТЕМАСа, ныне Академия живописи Ильи Глазунова, которая находится рядом на ул. Мясницкая, 21) и в 1930-х, когда вернулся в Москву и Армении. Одним из первых известных зданий, созданных архитектором в Москве, стало здание Центрального театра Красной армии.
Это удивительное сооружение, не имеющее аналогов в мировой архитектуре. Театр Красной (ныне Российской) Армии построен в форме пятиконечной звезды.
Известно, что «звездная» форма театра была выбором самого Сталина. Когда ему в 1934 году доложили об идее сооружения Театра Красной Армии, вождь, одобрительно кивнув головой, сказал: «Что же, идея хорошая. Красная Армия заслужила иметь свой театр. Но надо, чтобы облик его был оригинальный, говорящий о принадлежности театра к армии. Пусть здание будет иметь форму пятиконечной звезды».
Театр Российской Армии
Личная жизнь. Хотя известный архитектор считался завидным женихом и имел привлекательную и импозантную внешность, он долго не женился. Лишь в 1948 году, перешагнув 50-летний рубеж, Алабян сделал предложение руки и сердца не кому-нибудь, а звезде советского кино и одной из самых красивых женщин того времени - Людмиле Целиковской. В отличие от Каро Семеновича, его избранница уже трижды пыталась создать семью. На тот момент она сильно переживала из-за развода с Михаилом Жаровым, с которым рассталась из-за отсутствия детей.
Несмотря на большую разницу в возрасте, Каро Алабян, который на тот момент уже занимал должность главного архитектора столицы, смог завоевать сердце Целиковской. Через год у супругов родился сын. Каро Алабян был вне себя от счастья. Однако скоро ему пришлось оставить жену и ребенка и уехать в Армению.
актриса Людмила Целиковская
В начале 50-х годов Каро Алабян публично поспорил с Лаврентием Берией, утверждавшим, что строительство высотных зданий - экономически выгодно. Архитектор недавно вернулся из США и понимал, что при том уровне развития строительных технологий, который на тот момент был в Советском Союзе, страна не осилит осуществление подобных проектов. Берия был в ярости и сделал все, чтобы добиться от Сталина отстранения Алабяна от всех должностей. Каро Семеновичу грозил также арест, так как один из его сотрудников вдруг оказался «японским шпионом».
Архитектора спас его кровный брат Анастас Микоян. Он нашел возможность отправить Алабяна подальше от Берии в Ереван. Разлука с любимой женой и с недавно родившимся малышом была для Каро Семеновича настоящей пыткой.
Рассказывает Александр Алабян (сын): "Он пришел домой, встал перед мамой на колени и сказал: "Прости меня, Люся. Если бы я только мог представить, что такое произойдет, никогда бы не посмел жениться на тебе".
Вернуться в столицу Алабян смог только в 1953 году, после смерти вождя народов и Берии. У него не было ни квартиры, ни работы. Семья скиталась по родственникам и жила на зарплату Целиковской. Целиковская никогда ни в чем не упрекала Алабяна.
К довершению всех несчастий оказалось, что у Саши Алабян полиомиелит и ему требуется особый уход. Тогда Каро Семенович написал несколько писем членам Советского правительства. Обращение к руководству советского государства возымело свое действие.
Алабян и Целиковская
Семью Алабяна обеспечили жильем, а ему самому дали работу. К счастью, оказалось также, что у сынишки Каро и Людмилы обратимая форма заболевания, и он вскоре пошел на поправку. Потихоньку жизнь вошла в прежнее русло.
На всем протяжении своей взрослой жизни Каро Алабян много курил и никогда не заботился о своем здоровье. Через 6 лет после возвращения в Москву у него обнаружили рак легких. В те годы о хирургическом решении этой проблемы с успешным исходом не могло быть и речи. Спустя несколько месяцев архитектор умер.
Его похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы. Могила Каро Алабян не одинока. В 1992 году, через 33 года после смерти известного архитектора, рядом с ней похоронили Людмилу Целиковскую. Хотя супруга Алабяна после его смерти почти 16 лет была гражданской супругой режиссера Юрия Любимова, она пожелала, чтобы место ее упокоения было рядом с могилой ее любимого Каро. В Москве есть улица Алабяна в Северном АО.
Художник Лансере
С 1934 и до своей смерти в 1946 году в доме №20 по Милютинскому переулку жил академик живописи, график, выдающийся художник Евгений Евгеньевич Лансере.
Свой род Лансере ведут от служившего в армии Наполеона Павла Лансере. Он был ранен под Смоленском и выхожен заботами прибалтийской баронессы Ольги Карловны фон Траубе. От этого брака родился сын Александр-Людвиг. Основателем художественной династии по праву можно считать сына Александра-Людвига знаменитого скульптора-анималиста Евгения Александровича Лансере. Евгений Александрович был женат на Екатерине Бенуа, дочери архитектора и академика Николая Бенуа, сестре известного русского художника и критика Александра Бенуа, внучке Альберта Кавоса - архитектора Большого театра. Так что и Евгений Евгеньевич и его сестра Зинаида (по мужу Серебрякова) , и брат Николай, замечательный архитектор, талант к живописи унаследовали от обоих родителей. Семья дала не только способности, но и взыскательное отношение к профессии, широкое культурологическое образование, вкус, культуру.
Зинаида Серебрякова. Автопортрет
Рано потеряв отца (Евгений Александрович умер в возрасте 38 лет), Евгений и его 5 сестер и братьев воспитывались в доме Бенуа.
Художественные способности у Лансере проявились рано, поэтому в выборе профессии сомнений не было. В 1892 году оставив гимназию, семнадцатилетним юношей он поступил в школу «Общества поощрения художеств», где провел около четырех лет. В те же годы он стал постоянным участником кружка, из которого впоследствии возник «Мир искусства». Под влиянием Александра Бенуа и его друзей Евгений Лансере отказался от поступления в Академию художеств и отправился учиться в Париж. Занятия во Франции продолжились до 1898 года.
Л.Н.Толстой "Казаки" , рисунки Е.Лансере
Ранний период творчества Лансере, в силу родственных и дружеских связей, тесно связан с «Миром искусства». В первую очередь Лансере прославился как книжный график. Работая над книжной графикой, Лансере считал, что именно декоративное оформление, а не иллюстрация определяет художественный образ книги. Заставки и концовки казались ему более ответственной и сложной задачей, нежели иллюстрирование в тексте какого-нибудь эпизода. Стилистическое и декоративно-графическое единство книги как цельного художественного произведения стало для Лансере практическим принципом работы оформителя. Первым среди русских художников Евгений Лансере стал выполнять постраничный макет оформления книги, создавая стройную гармонию графических элементов. Это нововведение вошло впоследствии в практику всех мастеров книжной графики.
Иллюстрация Лансере книги «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны».
Важным этапом на пути к этому высокому достижению художника была длительная (1904 - 1912 годы) работа над оформлением книги Александра Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны». Для «Царского Села» (книгу оформлял целый ряд художников) Лансере создал несколько заставок-иллюстраций с развитым сюжетным началом.
Иллюстрации Лансере к повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат"
«Хаджи-Мурат» Льва Толстого с иллюстрациями Лансере стал лучшим предреволюционным изданием художника.
Но со временем пути мирискусников разошлись: большинство из них закончили жизнь в эмиграции, а Евгений Евгеньевич Лансере остался в Советской России. Художник долго не решался вернуться из Тифлиса в Москву. Но однажды ему пришло письмо от Мариэтты Шагинян, что в Москве все «снова начинается», затем на его приезде начал настаивать Алексей Щусев, с которым художник сотрудничал еще до революции. В 1933 году семья Лансере переезжает в Москву, где Евгения Лансере ждут лучшие правительственные заказы, работы для театра, Казанского вокзала, метро Комсомольская, заказы на оформление Дворца Советов и страшное напряжение от «поганой работы на этих людей».
Квартиру в Милютинском переулке именно Щусев выбил для Лансере.
Майоликовое панно художника Евгения Лансере «В мастерской МТС» (станция метро «Комсомольская»)
Для оформления станции впервые в метрополитене были применены панно из майоликовой плитки, отражающие героику труда комсомольцев-метростроевцев. Макет станции «Комсомольская» в 1937 году демонстрировался на Международной выставке в Париже.
Майоликовое панно художника Евгения Лансере «Проходка шахты» (станция метро «Комсомольская»)
В 1938 брата художника - Николая Лансере, приговаривают к 5 годам лишения свободы, как английского шпиона. Невзирая на все просьбы Лансере к властям помиловать брата, Николая высылают в Котлас, затем в республику Коми, в московскую, а в 1942 - в саратовскую пересыльную тюрьму, где он погибает от голода. В 1943 году Евгений Лансере удостаивается за «Метростроевцев» сталинской премии второй степени. И эта барская милость никак не может ему восполнить потери брата.
Во время Великой отечественной войны Лансере пишет полотна на военные темы, в том числе, серию «Трофеи русского оружия», «Бойцы у трофейных орудий» («1941 год под Москвой»), «Вечер после Бородино» («Ночь после Бородинского боя»), «На Куликовом поле», «Петр после Полтавы» («Полтавская победа»).
Умер Евгений Евгеньевич Лансере 13 сентября 1946 года. Жизнь его вроде бы была удачной и благоустроенной. Репрессии его не коснулись, он был удостоен всяческих почетных званий и правительственных наград, но навсегда разлучен с ближайшими и горячо любимыми друзьями, а также с любимой сестрой Зинаидой Евгеньевной Серебряковой.
Каждый шаг по дороге в Учебный центр русского языка дышит историей. Каждое здание в Милютинском переулке связано с известными людьми. Нас окружает великая русская культура. Напишите в комментариях, о ком вы хотите узнать в первую очередь? Пушкин, Чехов, Маяковский, Кутузов, Наполеон, Остап Бендер, Брюсов, Генрих Ягода, Милютин и Мархлевский, Пукирев - с этими именами связаны места в Милютинском переулке и окрестностях. Например, наука Пушкиноведение зародилась именно в Милютинском переулке! Это невероятно, но рядом с Учебным центром русского языка есть 5 (!) пушкинских мест.
Будущие преподаватели русского языка как иностранного - вы проводники русской культуры в мир. Мы готовы передать вам опыт и знания лучших преподавателей-методистов РКИ. Ждем вас на
курсах профессиональной переподготовки «Методика преподавания русского языка как иностранного» Источники:
1. Людмила Целиковская между Жаровым и Любимовым. Интервью Александра Алабяна, газета Аргументы и факты, № 32 (1085) от 8 августа 2001 г.
2. Эпоха Каро Алабяна. Валерий Асриян. Армянская газета "Ноев Ковчег", N 2 (137) Февраль 2009 года.
3. Сайт Галерея живописи / Художник Лансере
4. Сайт Общества коллекционеров «Наше метро» / Художник Лансере
5. Колосов А.В. Лубянский треугольник. М.: Конконтент, 2010