Добрый день!
Меня зовут Анастасия, я преподаватель Центра русского языка. Сегодня я постараюсь ответить на ваши вопросы, связанные с подготовкой и проведением занятия по русскому языку в детской аудитории.
Вопрос: Есть ли интересные для детей разработки и пособия, отталкивающиеся от таких культурных единиц, как песни, сказки, стихи?
- О том, как работать с русской сказкой на занятии, см. ст. Дронова В.В., Ремизовой С.Ю. Русская народная сказка
- Их пособие см. в библиотеке "Учебного центра русского языка". В. В. Дронов, С. Ю. Ремизова Мамины сказки: Добуквенное обучение детей русскому языку. Русский язык для детей соотечественников, проживающих за рубежом
- Кроме того, «По тропинкам русских сказок»
- А также пособия Вадима Левина: Левин Вадим Это очень интересно! Хрестоматия: для детей 5-7 лет+2CD+ Методические подсказки для педагогов и родителей
- Левин Вадим Как хорошо уметь читать! Книга для чтения: для детей 7-10 лет + МР3 + Методические рекомендации (pdf-приложение)
- Подойдет, как мне кажется, и учебник Кучерского: Кучерский А. М. Русский учебник
Вопрос: Возможно ли как-то организовать на одном материале одновременно работу для разных возрастов с учетом их возможностей и интересов?
В этом случае нужно попытаться использовать те возможности, которые предоставляет групповая и парная работа.
Можно попытаться соединить детей разных возрастов в пары в роли «мастера» и «подмастерья», чтобы более старшие играли роль наставников для младших. Тогда у обоих будет прогресс при работе с одним и тем же материалом.
Это может быть такой вид работы, как совместное чтение, когда часть текста напечатана буквами побольше, и их читают младшие, а часть - буквами поменьше, и их читают старшие, а младшие могут, например, следить за тем, что происходит.
Можно организовать чтение на двух языках, когда одни читают другим и объясняют, что происходит, составляют краткие аннотации книги, рисуют иллюстрации, придумывают пародии и другие варианты развития событий (с плохим, хорошим, бессмысленным концом).
Можно дать детям текст, разбитый на кусочки (например, один фрагмент для группы из 3-4 человек), а потом задавать вопросы по тексту в произвольном порядке.
Для обучения письму детям можно давать задания писать друг другу письма (своеобразная внутренняя почта класса), записывать и рисовать свои и чужие рассказы, обозначать рисунком и словами, что они хотят узнать или сказать; вести дневник общения с учителем (своего рода секретная тетрадь, построенная по принципу: вопрос, предложение учителя - ответ, предложение, просьба ученика); в старших классах дневник учащегося можно вести в электронной форме (он может быть доступен всем, группе людей или только учителю); использовать электронную почту, открыть чат и форум для класса или группы; завести альбом с личной историей или историей своей семьи, с рассказами о семейных и национальных праздниках, об увлечениях, интересных событиях с записями комментариев друзей на двух языках. Хороший способ улучшить сочинение - рассказать другому, что собираешься написать, обсудить с ним содержание и форму (на это учитель отводит особое время перед началом сочинения, которое может быть выполнено и дома). Все это можно обсуждать и в группе, а по результатам работы еще раз подвести итог: какие мысли были высказаны вначале, что пришло в голову в результате обсуждения с другими, что было принять, от чего пришлось отказаться.
Вопрос: Как проводить занятие в смешанной группе: дети, говорящие по-русски, и 1-2 ребенка, которые плохо говорят по-русски.
В смешанной группе необходимо ориентироваться на уровень большинства. Воспитатель всегда опирается на сильных детей, а остальные - подтягиваются. При организации групповой работы (например, по цепочке) нужно всегда давать задание сначала сильным детям, так чтобы слабые дети могли выполнить задание, просто подражая сильным.
"В смешанной по составу группе преподаватель должен комбинировать умения детей так, чтобы формулировали задачу те, кому она по силам, а решали те, для кого она ещё немного сложна, но в принципе доступна" (см. пособие Протасовой, Родиной "
Русский язык для дошкольников", с. 25).
"Застенчивый или плохо говорящий на русском языке ребёнок вначале может участвовать в предложенной взрослым деятельности молча, не повторяя за ним даже короткие и многократно произносимые высказывания, а только выполняя необходимые движения или действия" (см. пособие Протасовой, Родиной "
Русский язык для дошкольников", с. 16).
Вопрос: Чем полезным именно для языка можно заниматься с совсем маленькими, полутора-двухлетними? Что именно можно делать в группе?
Чем в принципе можно заниматься на занятии с детьми от года до 3 лет см., например, здесь
http://detpodelki.ru/forum/22-42-1На занятии по языку вообще-то можно играть в любые игры, заниматься любым видом деятельности: рисование, лепка и под.
Нужно только каждый раз следить за тем, чтобы дети не только выполняли какие-то движения, но и обязательно решали поставленные перед ними задачи средствами русского языка.
Так, например, в подвижной игре, возможно, выигрывает не тот, кто быстро бегает, а тот, кто правильно выполняет команды, произнесённые по-русски, или тот, кто правильно произносит какие-то русские слова, правильно отвечает на вопросы. То же для любой предметно-практической деятельности, которая не должна осуществляться молча. Во-первых, воспитатель как раз и использует эту деятельность для введения той или иной лексики. Во-вторых, ребёнок тоже может постоянно выполнять задания, связанные с русским языком. Не просто раскрасить, а раскрасить и назвать, или назвать, раскрасить и снова назвать, или раскрашивать теми цветами, которые воспитатель называет по-русски и под.
Кроме того, на занятии по русскому языку обязательно должны быть фонетические игры, на которых работа может идти не только с отдельными звуками, слогами, но и со стишками, песенками и под.
Узнать больше о проведении фонетических зарядок и игр можно на курсах «
Методика преподавания русского языка детям» в Учебном центре русского языка.
Вопрос: Как преодолеть возрастные кризисы, когда ребенок наотрез отказывается говорить по-русски?
Чтобы преодолеть возникающие трудности, необходима «доброжелательная настойчивость родителей: они никогда, ни при каких обстоятельствах не должны удовлетворяться ответом на другом языке, но настаивать на ответе на том языке, на котором был задан вопрос». Этот метод тем успешнее, чем раньше начинает применяться.
Также необходимо:
а) постараться большую часть работы провести до школы;
б) развить в ребенке чувство гордости за то, что он знает два (три) языка, что он приобщен к нескольким культурам;
в) постараться найти общее с ребенком увлечение - игру в шахматы, коллекционирование и т. д.;
г) постараться обеспечить необходимость общения на русском языке: связь с общиной, активность общения с русскоязычными друзьями и их детьми, русская группа, русская (воскресная) школа, поездки в Россию. Этой же цели служит обучение ребенка чтению и письму, так как ребенок 12-14 лет сможет самостоятельно читать интересные книги по-русски и переписываться с друзьями по Интернету.
Вопрос: Можно ли силами методики РКИ успешно подготовить ребенка-билингва к обучению в школе по программе русский как родной (общеобразовательная школа при посольстве РФ)? На чем стоит сконцентрироваться?
В первую очередь нужно, конечно же, подобрать учебные материалы и по ним заниматься. Так, специально для проживающих за границей русских дошкольников и младших школьников созданы следующие пособия:
- Русский язык для русских Russian for Russians by O. Kagan, T. Akishina, R. Robin
- По тропинкам русских сказок
- В. В. Дронов, С. Ю. Ремизова Мамины сказки: Добуквенное обучение детей русскому языку. Русский язык для детей соотечественников, проживающих за рубежом
- Крылова Н. Г., Залманова Т. С., Фомина Е. В. «Мой русский букварь»
- Бабай Н. Г., Дронов В. В. Мой русский словарь: Для детей соотечественников, проживающих за рубежом
- Чубарова О. Э. Читаем и пишем по-русски: Учебник. Рабочая тетрадь
- Клементьева Т.Б., Чубарова О.Э. Приключения Лены и Миши. Книга-игра
- Бокова Т.В. Алфавитные истории
- Голубева А. В. Картинный словарь русского языка для детей
- Голубева А.В. Первые уроки русского письма
- Майборода И. В. Наша азбука: рабочая тетрадь
- Майборода И. В. «А и Б...». Детское лото
- Власова Н. «Русский язык как иностранный. Малышам»
- Е.Ю. Протасова, В. Хлебникова В цирк! Учебник русского языка как родного для детей, живущих вне России
- Левин Вадим Это очень интересно! Хрестоматия: для детей 5-7 лет+2CD+ Методические подсказки для педагогов и родителей
С некоторыми из этих учебников и пособий можно познакомиться в рамках курса "
Методика преподавания русского языка как иностранного детям" в Учебном центре русского языка.
От себя хочу добавить, что в первую очередь необходимо сконцентрироваться на обучении чтению и на развитии речи (в плане понимания текста).
Вопрос: В сентябре 2012 планируем проводить занятия по русскому языку в трех возрастных группах. Первая группа 5-6 лет, вторая группа 7-9 лет, третья группа 10-14 лет. Для всех это будет первый год обучения русскому языку. Все дети из русскоговорящих семей. Дети довольно хорошо говорят по-русски. Пожалуйста, посоветуйте какие учебники подобрать для каждой возрастной группы для обучения чтению и письму.
Группа 5-6 лет:
- Крылова Н. Г., Залманова Т. С., Фомина Е. В. «Мой русский букварь»
- Чубарова О. Э. Читаем и пишем по-русски: Учебник. Рабочая тетрадь
- Бокова Т.В. Алфавитные истории
- Голубева А.В. Первые уроки русского письма
- Майборода И. В. Наша азбука: рабочая тетрадь
- Майборода И. В. «А и Б...». Детское лото
- Левин Вадим Это очень интересно! Хрестоматия: для детей 5-7 лет+2CD+ Методические подсказки для педагогов и родителей
Группа 7-9 лет
Группа 10-14 лет
Эта конференция посвящена вопросам подготовки и проведения занятий по русскому языку как иностранному. Давайте обсудим, из каких этапов может состоять занятие по языку. С чего оно может начинаться? Что должно быть в середине? Что в конце? Занимаетесь ли вы русским языком с ребенком/ детьми? Как обычно это происходит? Если у вас есть свои вопросы, пожалуйста, задавайте.
dpechorina: Спасибо большое! Есть еще пара вопросов: 1. Как повысить у ребенка мотивацию к изучению языка? (в нашей школе в этом плане трудный возраст 6-8 лет, 12-14) 2. Как улучшить концентрацию, особенно в тех случаях, когда наглядные материалы не помогают, а наоборот, еще больше отвлекают ребенка.
Вопрос: 1. Как повысить у ребенка мотивацию к изучению языка? (в нашей школе в этом плане трудный возраст 6-8 лет, 12-14)
Конечно же, необходимо постараться заинтересовать ребёнка русским и тем самым обеспечить мотивацию для его дальнейшего изучения и использования.
Хорошо, что много возможностей сейчас предоставляет Интернет.
- Там есть детское радио http://www.deti.fm/
- Детские песни http://www.moskva.fm/play/2017/1201627921/
- Мультфильмы http://vision.rambler.ru/users/suzdalfest/1/73/
Методика работы со сказкой (в изучении русского языка очень помогает чтение) описана, например, в статье Дронова В. В., Ремизовой С. Ю. «
Русская народная сказка»
ИГРА. Одной из форм учебной деятельности, вызывающей потребность говорить (а следовательно решающей проблему мотивированности речи), является игра. Когда от того, насколько правильно ты что-то говоришь, меняются декорации на сцене, что-то падает, что-то взлетает, ты сам превращаешься в другое существо и отправляешься в подземный мир, - становится интересно говорить. Усвоение лексики и конструкций может быть мотивировано необходимостью их использования в предметно-практической деятельности (раскрашивание, рисование, лепка, изготовление поделок и под.).
МОТИВАЦИЯ. Дополнительным мотивирующим фактором может стать заинтересованность во внимании любимого воспитателя, в общей с ним деятельности, в таком общении, которого ни с одни другим взрослым не происходит. Для этого преподаватель/ родитель должен обязательно быть интересным коммуникативным партнёром - предлагать игры и быть инициатором совместной деятельности.
Кроме того, мотивацию в использовании русского языка создаёт общение со сверстниками, поэтому имеет смысл проводить не индивидуальные занятия, а групповые.
Также необходимо обязательно поощрять детей за их речь на русском языке. Успех ребенка сделает для него общение на русском языке привлекательным, интересным, что обеспечит мотивацию в овладении русским языком и в дальнейшем.
ТРУДНОСТИ. Чтобы преодолеть возникающие трудности, необходима «доброжелательная настойчивость родителей: они никогда, ни при каких обстоятельствах не должны удовлетворяться ответом на другом языке, но настаивать на ответе на том языке, на котором был задан вопрос». Этот метод тем успешнее, чем раньше начинает применяться.
Также необходимо:
а) постараться большую часть работы провести до школы;
б) развить в ребенке чувство гордости за то, что он знает два (три) языка, что он приобщен к нескольким культурам;
в) постараться найти общее с ребенком увлечение - игру в шахматы, коллекционирование и т. д.;
г) постараться обеспечить необходимость общения на русском языке: связь с общиной, активность общения с русскоязычными друзьями и их детьми, русская группа, русская (воскресная) школа, поездки в Россию. Этой же цели служит обучение ребенка чтению и письму, так как ребенок 12-14 лет сможет самостоятельно читать интересные книги по-русски и переписываться с друзьями по Интернету.
Вопрос: 2. Как улучшить концентрацию, особенно в тех случаях, когда наглядные материалы не помогают, а наоборот, еще больше отвлекают ребенка.
Попробуйте интегрировать в занятия по языку предметно-практическую деятельность. К примеру, рисование/ раскрашивание. Это поможет ребёнку сконцентрироваться, а вам - незаметно для него - продолжить занятие по русскому языку: не просто раскрасить, а раскрасить и назвать или назвать, раскрасить и снова назвать и под.
Вопрос: Не посоветуете ли какие-либо книги по психологии билингвизма, решении психологических трудностей и т.д.?
Отвечает преподаватель РКИ "Учебного центра русского языка": Начните с пособий, которые предлагаются в рамках курса Методика преподавания русского языка детям соотечественников в условиях двуязычия" Каждое из используемых пособий обязательно включает довольно большой раздел, посвященный феномену билингвизма (или полилингвизма) вообще. Информацию о других книгах дам позже
Вопрос: Если русская мама с рождения ребенка не говорит с ним по-русски. У нас в центре детей теких много и они разных возрастов. Мамы приводят детей на курсы обещая преподавателям что начнут перестраивать свою речь на русскую говоря с ребенком, Но этого не происходит. Есть ли какая литература или исследования по этой теме. Не знаю как «принудить» мам.
Отвечает преподаватель РКИ "Учебного центра русского языка": Эту информацию можно найти в следующей литературе:
Кроме того, можно постараться объяснить мамам, что русский язык сближает ребенка с членами его семьи. Русский язык всегда напоминает ребенку о членах его семьи, с ними ассоциируется. Если мама или папа куда-то уходят, ребенок скучает и по родителям, и по языку, на котором они общаются. Общий язык способствует передаче культурного и нравственного опыта. Не обучая ребенка родному языку, предпочитая ему иностранный, родители идут на серьезный риск: личный контакт с детьми может быть утерян или обеднен, ребенок недополучит разнообразия, правильности и глубины речевых впечатлений, которые определяют степень его владения языком в будущем, а значит, и общий уровень его развития. «Полуязычие» смазывает, искажает картину мира, тормозит развитие. Кроме того, вместе с новым для семьи иностранным языком дети впитают и новую культуру, а к родителям, недостаточно хорошо им овладевшим, будут относиться снисходительно и с превосходством. Опыт родителей не будет востребован. У детей и родителей не будет ничего общего. Связи порвутся. Кроме того, надо учить ребенка родному языку, если родители хотят видеть своих детей образованными и культурными людьми. Владение языками - это богатство человека. А усвоенный с детства родной язык родителей - это богатство, которое досталось ребенку бесплатно. Кроме того, знание двух и более языков с детства приобщает человека к культурам разных народов, расширяет его кругозор, способствует увеличению возможностей памяти
Вопрос: Давайте обсудим, какие игры, задания, виды работ вы используете на занятии по русскому языку? Поделитесь опытом.