К проблеме взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности

May 23, 2019 12:36





К проблеме взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности

Продолжая нашу рубрику «Постигая азы…», ориентированную, как известно, прежде всего на аудиторию начинающих преподавателей-русистов, мы сегодня обсудим ряд тем, актуальных для взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности РД в методике преподавания РКИ.

Проблема взаимосвязанного обучения видам РД в РКИ не является для методики новой. Она возникла еще в середине прошлого века. Однако входящие в круг этой проблемы вопросы все еще требуют более тщательного методического и психологического исследования.Природа и характер взаимодействия продукции и рецепции, как естественная и непосредственная взаимная связь видов РД между собой, признаются недостаточно изученными, хотя они уже давно являются предметом исследований, проводимых на материале различных иностранных языков.

Актуальность рассматриваемой темы для нас остается все еще очевидной еще и потому, что, например, при работе с учащимися, у которых традиционно развиты навыки «читай и пиши» и слабо развиты навыки «слушай и говори», возникает значительный перекос в качестве освоения одних видов РД по сравнению с другими. Это касается прежде всего китайских, вьетнамских, корейских, лаосских и некоторых других учащихся, у которых при обучении как родному, так и иностранному языкам приоритетом являются именно такие виды РД, как Чтение и Письмо, а не Говорение и Аудирование.



Известно, что характеристика основных видов речевой деятельности осуществляется на принципах теории речевой деятельности, разработанной учеными психологами и лингвистами Л.С Выгодским, А.А. Леонтьевым , И.А.Зимней и др.Из наблюдений ученых следует, что в современном обществе человек в среднем тратит около 40% своего времени на чтение, около 29,% -на аудирование, 21,% - на говорение, 10% - на письмо.

Одними из первых проблемой взаимосвязанного обучения видам РД на основе теории речевой деятельности заинтересовались в середине 80-х годов прошлого века лингвисты В.П. Григорьева, И.А. Зимняя,  В.А. Мерзлякова и др. Ученые, описав в своей,актуальной до сих пор,работе проблемы обучения видам речевой деятельности с учетом их взаимодействия, последовательно-временных взаимоотношений, считают, что преподаватель должен определять не только то, каким должно быть соотношение между рецептивными и продуктивными видами РД,но и последовательность степени взаимовлияния внутри рецептивных, продуктивных видов РД, а также их перекрестное взаимовлияние. Для этого должна быть разработана система и последовательность наиболее эффективных упражнений для обучения одновременно всем четырем видам РД.(см. Григорьева В.П и др. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. М., изд-во: Русский язык,1985.-116с.).

Развивая эти положения,ученый -лингвист проф.Т.М. Балыхина в монографии «Методика преподавания РКИ как неродного, нового» также подчеркивает, что « в теории и сложившейся практике преподавания русского языка как иностранного, неродного под взаимосвязанным понимают обучение, направленное на параллельное формирование четырех основных видов речевой деятельности в рамках их определенного последовательно-временного соотношения, на основе общего языкового материала и с помощью серии специальных упражнений. Параллельность и сбалансированность предполагают, что все виды речевой деятельности с самого начала используются в учебном процессе, выступая при этом попеременно то как цель, то как средство обучения. Допустим, основной целью определенного цикла занятий является обучение чтению. Однако, работая с печатным текстом, учащиеся в то же время воспринимают устные инструкции-установки преподавателя, отвечают на вопросы, выполняют отдельные письменные задания. Следовательно, и Аудирование, и Говорение, и Чтение, и Письмо участвуют в учебном процессе в качестве средства обучения». (См. Балыхина Т.Н. Методика преподавания РКИ как неродного, нового». М.: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.)

Взаимосвязанное обучение этим видам РД предполагает, что конечной целью является овладение ими комплексно, не забывая, однако, тот факт, что система разделение основных видов РД на рецептивные (Чтение и Аудирование) и продуктивные(Говорение и Письмо) способствует выстраиванию взаимоотношений по категории влияния:главный- зависимый;по степени важности в конкретном занятии и\или цикле занятий: первый- второй…; по временному критерию; по типологии упражнений, наконец.

Сторонники различных направлений в методике по-разному представляют себе оптимальный путь обучения Аудированию, Чтению, Говорению и Письму. Абсолютное большинство авторов рекомендует начинать обучение с устной речи (слушания и говорения) с последующим переходом к чтению (позже- к письму). Значительно меньше работ посвящено обоснованию другого пути - от письменной речи (письма и чтения) - к устной. Сама необходимость строгой последовательности видов РД в обучении принимается не всеми, однако практически все методисты сходятся во мнении,что использование взаимодействия всех видов РД в процессе обучения является одним из важнейших факторов интенсификации учебного процесса, а последовательность введения и разнообразия связей видов РД зависит от многих факторов: цели обучения, сферы общения, этапа обучения, статуса и ментальности обучаемых и тд.

В понимании не только взаимодействия видов РД, но и  в толковании взаимосвязанного обучения также не всегда обнаруживается единство мнений: в одних работах взаимосвязанным признается обучение двух-трем, в других - всем четырем видам РД. Так, например, на материале домашнего чтения предлагается формировать у студентов навыки и умения чтения, говорения и письма комплексно. На первых этапах внедрения коммуникативного подхода в преподавании русского языка как иностранного ведущим стало направление, учитывающее главным образом специфику того или иного вида РД, а не их взаимосвязь. Другими словами, обучая приоритетному виду РД на одном из этапов другие виды РД привлекаются «по мере необходимости и неизбежности». Это оправданно в зависимости, например, от цели обучения.На краткосрочных курсах для туристов мы отдаем предпочтение Аудированию и Говорению, меньше Чтению и совсем не занимаемся, как правило, Письмом.

А некоторые методисты сегодня считают (например, лингвист С.А. Ламзин в работе «О видах РД в обучении иностранным языкам»www.cyberleninka.ru), что «нет никаких оснований говорить о 4 самостоятельных видах РД, поскольку это всего лишь различные стороны одного и того же явления»,и рассматривает виды РД как единое целое и элементы единого целого. Мы отдаем себе отчет в том, что «выдача сообщений(Говорение) есть ведущий активный процесс (действие), а прием (Аудирование) -вторичный, пассивный, причем Говорение не может существовать без Аудирования, а Аудирование без Говорения, одно существует благодаря другому». Таким образом, подчеркивает С.А Ламзин, Говорение и Аудирование являются неразрывными диалектически взаимосвязанными сторонами одного и того же процесса, при этом активной, ведущей стороной этого единства является Говорение, а Аудирование, которое является вторичной, зависимой,- пассивной стороной». А Чтение и Аудирование являются производными от Говорения и Письма и не могут с этой точки зрения считаться самостоятельными.

Но все же большинство исследователей в области методики рекомендуют обучать различным речевым умениям в з а и м о с в я з а н н о еще и потому, что именно взаимосвязанное обучение видам РД дает возможность опираться на слуховые, зрительные и моторные ощущения, способствующие усвоению языкового материала комплексно.

В рамках взаимосвязанного обучения важными факторами, «склеивающими» виды РД логически и методически, на наш взгляд, является:1. Общность темы, в рамках которой развиваются все виды РД, обусловливает частичную общность языкового материала для рецептивных и продуктивных видов РД . «Однако это не означает, что весь материал, усвоенный рецептивно, обязательно должен активизироваться в продуктивных видах РД и что обучение рецептивным видам РД должно строиться только на языковом материале, предназначенном для продуктивного усвоения».(см. Т.М.Балыхина, там же).Т.е. общий языковой материал должен быть включен во все виды РД как активно, так и пассивно.

2. Специально подобранные упражнения,отражающие специфику их общности и взаимозависимости. При этом в центре внимания многих исследователей стоит вопрос о наиболее рациональном соотношении различных видов упражнений: комплексных (с использованием слуховых и зрительных источников информации) и некомплексных (с использованием одного источника информации, соответствующего изучаемому виду  РД), комбинированных (чисто устные формы работы, выполняемые на слух, чередуются с использованием графической опоры и чтением «про себя») и некомбинированных устных и письменных упражнений и т. д. Например, лингвист -практик РКИ  БГУ к.п.н. Н. И. Шибко в своем пособии «Общие вопросы методики преподавания РКИ» приводит примеры речевых и подготовительных упражнений, фактически все виды которых взаимосвязаны.

Речевые упражнения (упражнения в передаче содержания \пересказ, описание, выражение отношения, оценки события, факта\; ситуативные \построение высказывания на основе учебно-речевых ситуаций\; игровые \ролевые игры, интервью, викторины, конкурс\)предлагаются во взаимосвязанном обучении видам РД. А например, подготовительные(имитативные\воспроизведение образца, имитация его\; подстановочные \воспроизведение образца на основе изменения лексического наполнения\;трансформационные\изменение грамматической или лексической структуры\; репродуктивные\самостоятельное воспроизведение в репликах учащихся форм, усвоенных в предыдущих упражнениях\-также связаны с Чтением и Письмом, Аудированием и Говорением.(См Н.Л. Шибко. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного»: уч. пособие. - СПБ.: Златоуст, 2014,- 336 с.).

В связи с вышесказанным, мы считаем: для того чтобы ликвидировать некую дисгармонию в системном взаимопропорциональном освоении русского языка как иностранного при формировании навыков  всех 4 видов РД, необходимо, на наш взгляд, руководствоваться не только четко сформулированными  целями и задачами для  конкретного  профиля обучения РКИ и программированием конечного результата, но и  созданием (каждый раз в своих специфических сочетаниях) тех или иных методических механизмов в арсенале преподавателя, помогающих  этот результат достичь максимально эффективно и продуктивно. В связи с чем преподаватель должен уметь ответить для себя на вопросы: каким должно быть соотношение между рецептивными и продуктивными видами РД в зависимости не только от целей обучения, но и от  сферы общения, этапа обучения, специфики взаимоотношений коммуникаторов, мотивации, ментальности, статуса обучаемого и даже его возраста и т.п., сколько времени необходимо на это потратить на уроке, в системе уроков, какие конкретно виды заданий и упражнений в их взаимосвязи и взаимозависимости максимально эффективно сработают в данном конкретном контексте обучения РКИ.

Смотрите предыдущие статьи рубрики "Постигая азы":

- К вопросу о некоторых особенностях обучения лаосских студентов на начальном этапе https://metodika-rki.livejournal.com/349202.html

- Обучение конспектированию в программах РКИ https://metodika-rki.livejournal.com/334875.html

- К проблеме выбора текстов для изучающего чтения базового уровня https://mgu-russian.com/ru/teach/blog/331970/

- К вопросу о классификации речевых ошибок у иностранных учащихся на начальном этапе https://mgu-russian.com/ru/teach/blog/327777/

- Некоторые особенности преподавания РКИ на начальном этапе в китайской аудитории https://mgu-russian.com/ru/teach/blog/325911/?fbclid=IwAR2Wy5vyqsSO9b463r078png9Mnx0A152g3xJ9yJf50PkOgEonII9qvrJXA

- Статья к материалам Свердловой Н.А. и Марковой О.П. «Метод TPRS: потенциал использования в преподавании РКИ» https://mgu-russian.com/ru/teach/blog/323690/?fbclid=IwAR0Z6wzlFcULnVM7WtF1g0-1q7zonMZ8DkPS-9vcGoRoSgmfYj8z7XBu8-k

- Статья к материалам Е.В.Беляевой и Марьяновой Н.А. «Использование принципов клипового мышления в конструировании процесса обучения русскому языку как иностранному на занятиях по лингвокраеведению» https://mgu-russian.com/ru/teach/blog/323219/?fbclid=IwAR1ScJRZlOcWgO_NLHC-wmJYc4eUG77Q6nNqkx4kH0_Mn36HN_CFlM-_o98

#уцря #рки_аудирование #рки_методика #курсырки

уроки разговорного русского языка для ин, #уцря, метод чтения, #курсырки, #рки_аудирование, РКИ МГУ курсы, #рки_методика, аудирование

Previous post Next post
Up