Илья Карпенко
В рамках прошедших V Новиковских чтений, посвящённых памяти выдающегося учёного и педагога Л.А. Новикова, о которых мы уже писали, говорилось о многом. О функциональной семантике, линвосемиотике, лингвистической поэтике, межкультурной коммуникации, проблемах перевода… Говорили и о преподавании РКИ
В ходе этой конференции памяти академика Новикова говорили не только о замечательных, по выражению профессора Валентины Масловой (Беларусь), «семантических озарениях» этого выдающегося и многогранного в своей деятельности учёного и педагога. Но также и о проблемах преподавания РКИ - русского языка как иностранного.
«НЕ НАДО ЗАСТАВЛЯТЬ УЧИТЬ СЛОВА!»
Так, профессор МГУ Игорь Милославский на пленарном заседании в своём докладе «Вопросы обучения активным речевым действиям на русском языке» говорил о том, что Л.А. Новиков работал в то время, когда в языкознании резко поменялась научная парадигма. От «изучения языка ради самого языка» наука перешла к исследованию отношений между языком и действительностью. И Лев Алексеевич стал одним из тех, кто обосновывал эту новую научную парадигму, развивал идеи семиотики, изучал проблемы знака - связей между действительностью и тем, что эту действительность обозначает.
По мнению И.Г. Милославского, мы должны обучать студентов не языку, а речевым действиям.
Основными видами речевой деятельности выступают, как известно, рецептивные - чтение и аудирование, и продуктивные - письмо и говорение. При этом языковые единицы и категории должны быть семантизированы с точки зрения того, какой именно момент действительности они обозначают (например, в категории совершенного вида - результативность и однократность и др.).
«- Не надо заставлять студентов “учить слова”, как мы это делаем! Надо давать им и словосочетания - причём и свободные, и фразеологически связанные, и предложения. То есть учить их выбирать те номинации, который соответствует содержательному замыслу и коммуникативным задачам», - пояснил он.
Ведь только слов для обеспечения «речевой продукции» зачастую недостаточно - необходимы целые блоки! Кроме того, при обучении продуктивным речевым действиям необходимо уделять внимание синонимам, сочетаемости слов и многому другому. Важно обучать умению вычленять компоненты значения слова, прививать навыки контентного анализа и т.д.
Причём, по мнению профессора Милославского, в процессе обучения русскому языку наблюдается непомерное стремление преподавателей к правильности речи студентов, то есть критерию «правильно / неправильно» придаётся чрезмерно большое значение. (Примером тому - проведение тотального диктанта; то есть главным у нас, по мнению И.Г. Милославского, становится не владение языком, а умение писать без орфографических и пунктуационных ошибок.)
Читайте статью полностью в нашем блоге на "Яндекс Дзен":
https://zen.yandex.ru/media/metodika_rki/igor-miloslavskii-nelzia-obuchat-iazyku-5cbfa4a9621b6d00b28b277c #уцря #методикарки #курсыркимгу #обучениерки