Ben White / unsplash.com
Как дети учатся читать?
Лингвист Екатерина Протасова и психолог Татьяна Логвиненко об этапах овладения грамотой, закономерностях работы мозга и эффективных способах обучения чтению.
Правильнее говорить не об овладении чтением, а об овладении грамотой. Дети одновременно учатся писать и читать. Легче всего изобразить буквы А и О. Буква А часто встречается и есть во многих именах и в словах «мама» и «папа». О - это круг, и его трудно испортить, потому что круговые движения совершать довольно легко. Какой бы неровный круг ни нарисовал малыш, все равно получается О. Эти буквы ребенок находит в словах уже в двухлетнем возрасте, а кроме них - буквы М, П и те, из которых складывается его имя (особенно если он ходит в детский сад и вещи подписаны). Некоторые родители подсказывают: «М - заборчик, П - воротца, З - змея». Конечно, цифры часто тоже становятся осваиваемыми знаками, но тут принцип другой: один знак соответствует абстрактному множеству. Вывески, на которых короткие слова напечатаны крупными буквами, также легко опознаются по некоторым понятным ребенку признакам (например, по наличию нескольких букв А или по цвету, а в целом ребенок читает слово). Дальше начинается разнообразие путей: одни дети довольно быстро привыкают разбирать слова, другие долго возятся с овладением буквами. Например, буквы не собираются из частей: полуовал, две черточки - это Б, а как соединить их в единый стандартный образ - загадка. Вроде бы все на месте, а результат не тот: части в беспорядке, одна черточка слишком длинная, другая слишком короткая, на всякий случай рисуется еще одна под углом... Иными словами, требуется время, чтобы ребенок рисовал букву именно так, как положено, не переворачивая ни зеркально, ни вверх ногами. Образы печатной, прописной и строчной букв, помещенных на кубиках, находящихся в магнитной азбуке, написанных от руки, а возможно, из разных шрифтовых гарнитур, должны соединиться в сознании (графема и аллографы).
Все методисты рекомендуют называть букву только одним звуком (без призвука), не давая ей названия, чтобы легче было соединять звуки в слоги. Существенный момент в овладении чтением: ребенок буквально вдруг догадывается, что два звука соединяются в слог и произносятся слитно (М+А=МА). Это самый простой случай, но на нем строится все остальное: соединение большего числа букв в слог, нескольких слогов в слово, оглушение и озвончение, смягчение согласных, редукция (сокращение) гласных. На каждый шаг уходит определенное количество времени. Последние этапы преодолеваются тогда, когда за буквами и слогами ребенок начинает видеть целостное слово и догадывается, как произнести его целиком (ошибки в ударении преследуют нас до конца жизни). Не обойтись без исключений, таких как «солнце» и «лестница». В случае, когда осваивается первый язык, обучение грамоте на языках с прозрачными алфавитами (звук и буква соотносятся почти взаимно однозначно) занимает около полугода, обучение русской грамоте - около года, обучение французской - в среднем полтора, английской - около двух лет. В русском языке важно деление на слоги, в английском - целостное видение слова. Изучение иероглифических алфавитов может занять несколько лет. Обучение грамоте на втором языке всегда происходит легче и быстрее, чем на первом, потому что сам принцип сочетания знаков в слова уже усвоен.
Еще раньше начинается овладение функциями книги. Шестимесячный младенец книгу грызет и сосет, как любой предмет из своего окружения. Потом учится переворачивать страницы (не сразу по одной), понимать, где верх и низ у изображения. Сегодня рекомендуют читать даже новорожденным. Значит, идея того, что с книгой связана определенная поза, рассматривание картинок, слушание текстов уже стали привычными. Некоторые тексты выучиваются наизусть до того, как ребенок понимает соотношение количества букв на странице и длины рассказа. С другой стороны, малыш видит, как взрослые что-то пишут на компьютере (стучат по клавишам), набирают в телефоне, обозначают буквами, написанными от руки (записка на холодильнике, пожелание на открытке, лозунг ко дню рождения). Ребенок начинает улавливать зависимость: значки и строчки передают смысл. Он сам «делает книги» (складывает листки, имитирует иллюстрации и подписи под картинками), составляет записки (оставляет следы карандаша и «заборчики» на листках бумаги), а потом просит прочитать, что он написал, и даже сердится, если звучит не то, что было задумано. Однако сегодня дети чаще набирают строчки в текстовом редакторе и мобильном телефоне и заваливают сообщениями, в которых перемежаются буквы, символы и смайлики, своих родственников. Одновременно при этом осваиваются функции чтения и письма, а также формы коммуникации, присущие современному миру.
Буквы присутствуют в жизни ребенка с рождения, причем, как правило, это надписи на разных языках (на игрушках, одежде, продуктах питания и так далее). Развитие умения выразить свою мысль линейно и последовательно - подготовка к овладению грамотой, равно как и умение искать, воспроизводить, составлять, имитировать последовательности изображений, штрихов, движений, звуков (с точки зрения пространства и времени, например, махания рукой - три раза вверх-вниз, потом два раза справа налево; один раз стучим баночкой по столу, два раза по стулу, один раз по руке - и повторяем), делать это быстро или медленно, менять руку. Узнавание персонажей, установление логических связей, подготовка руки к письму - элементы обучающего характера (элементы соединяются, карандаш движется от одних деталей к другим, рисуем то же, но другого цвета, либо побольше - поменьше, либо на другой поверхности, либо зеркально, дополняем до целого, переносим по клеточкам, соединяем по точкам и так далее). Дети могут озвучивать сказку, листая книгу, рассказывать историю об игрушке, комментировать свои фотографии в альбоме - так возникает идея текста.
Сравнительно рано ребенок понимает разделение речи на устную и письменную, осознает, для чего он и остальные пишут и говорят. По интонации и просодии догадывается, что сейчас происходит: чтение или свободная речь. В различных ситуациях повседневной жизни выявляются стилистические особенности речи. Почти все дети обучаются грамоте, но делают это в разном темпе. Исследования показывают, что нет прямой зависимости между возрастом, в котором ребенок научился читать, и его успеваемостью. Люди с синдромом Дауна могут обучаться и овладевать грамотой на двух языках в одинаковой степени. Если у ребенка в четыре года сохраняется много проблем, скорее всего, они перекочуют и в школьный возраст. Проблемы устной речи пятилетнего с высокой степенью вероятности станут проблемами в чтении и обучении академическим навыкам. Плохо, если у ребенка проблемы с пониманием, если он не общается даже при помощи жестов, не имитирует движений тела.
Существуют тысячи способов научить ребенка читать, и многие из них предусматривают сложную работу с отстраненными сущностями. На сайтах предлагаются разнообразные ресурсы в помощь родителям и воспитателям, и все же поиски могут оказаться громоздкими. Проблемой может оказаться, что практики редко формулируют, в чем именно они нуждаются. Самый простой способ - обильное чтение взрослыми ребенку, вместе с ребенком, ребенком взрослому, ребенком другим детям и тому подобное. Книги ранжируются по размеру букв, расстановке ударений, делению на слоги, длине слов, тематике (рекомендуют подбирать каждому наиболее интересные для него книги) и так далее. Особенности чтения показываются цветом, надстрочными и подстрочными знаками, тире (дефисом) или вертикальной чертой. Есть методики, основанные на чтении собственных текстов, на картинных словарях, на электрических игрушках.
Множество методик дают представление об орфограммах. Ошибки на письме и при чтении часто нужны, чтобы узнать правило или исключение. В классификации ошибок часто говорят о забегании вперед (ложном предвосхищении), влиянии уже прочитанного на последующее чтение, повторении того, что уже было прочитано, подмене одного другим. В грамотности визуальная память столь же важна, как и слуховая, и первые диктанты должны быть орфоэпическими: прежде чем проверять, нужно научить. Поскольку современная цивилизация пока еще основана на печатном слове, важно, чтобы 100% учеников научились читать (это более или менее происходит к концу четвертого класса). Символическая культура человеческого поведения позволяет оформлять требуемые обществом модели вербально, извлекать необходимую для обучения информацию, что сокращает время на усвоение материала и позволяет быстро эволюционировать. Важно, чтобы ребенок не просто слышал речь, а участвовал в вербальной интеракции (речевом взаимодействии).
Еще один аспект чтения - понимание текста. Если «механические» навыки освоены недостаточно, текст понимается плохо; читать вслух и одновременно понимать прочитанное труднее, чем слушать и понимать. Можно автоматически воспроизводить текст, но не знать простых слов, оборотов, не понимать содержания (например, «пожаловать» понимается как «жалеть»). Интерпретация текста предполагает построение его внутренней модели, отзывчивость к стилистике, понимание мыслей автора и только после этого - критическое отношение, занятие собственной позиции по отношению к прочитанному. Чтобы разобраться, как понимание может быть устроено, детям и взрослым предлагают обсуждать, задавать друг другу вопросы, поставить текст в виде спектакля, пользоваться жестами, говорить от лица разных героев - персонажей текста.
Сегодня доминируют новые практики чтения - достаточно представить себе, что как где и сколько читают молодые люди, а часто еще и слушают или смотрят то, что раньше можно было узнать только при помощи чтения. Понятия «текст», «чтение», «грамотность» приобрели новый смысл. «Старая» литература в редких случаях выдерживает критерии того, что стоит сегодня давать читать детям. Соотношение текста и картинки, в том числе подвижного изображения, с музыкальным сопровождением, одновременное использование нескольких источников поступления контента не дают данных о глубине и надежности усвоения информации и целесообразности ее предъявления. Важно заниматься пониманием ситуаций и предложений, содержащих верные и неверные утверждения, чтобы ребенок тренировался не только в понимании отдельных слов, но и в их комбинации и соотносил услышанное или прочитанное с ситуацией. Ребенку важно понимать грамматические различия и отличать грамматически правильную форму от неправильной. Нужно следить за использованием дифференцированной и сложной лексики, глаголов необщего значения. Прагматические трудности связаны с производством или пониманием речи в определенном контексте. Например, дается слишком много или недостаточно информации, социальные подсказки игнорируются, что-то понимается сверхбуквально, метафоры не воспринимаются. Неверная просодия, контекстный диссонанс, речь «робота» затрудняют понимание. В рассказах должны быть не отдельные предложения, а связность. Следует воспринимать не по одному предложению, а всю их совокупность во внутренних взаимосвязях. Именно поэтому важно не только читать, но и рассказывать детям истории, пусть самые простые из собственной жизни, но такие, которые позволяют представить себе причинно-следственные связи, внешний облик, прокрутить в голове последовательность событий.
Читайте статью полностью в источнике:
https://postnauka.ru/faq/94881 #рки_дети #методикарки #уцря #курсыркимгу