К проблеме выбора текстов для изучающего чтения базового уровня
Выбор текстов для изучающего чтения особенно актуален на начальном этапе, когда языковые возможности, выразительные средства значительно ограничены. У обучаемых на базовом уровне уже в целом сформирован навык техники чтения как таковой, однако узость лексико-грамматических возможностей существенно ограничивает выбор текстов для чтения этого уровня. Сегодня пособия по РКИ предлагают достаточно широкий спектр различных художественных и публицистических текстов для чтения. Но зачастую преподаватель прибегает к поиску или созданию этих материалов в связи с теми поставленными задачами и целями обучения, которым искомые тексты не полностью соответствуют.
В связи с чем проблема отбора и описание критериев отбора текстов до сих пор остается актуальной.
Принципы отбора текстов для изучающего чтения
Помним, что отбор текстов зависит не только от целей обучения и уровня владения языком, тематической принадлежности, страноведческой ценности, но и от возрастных, а также статусных особенностей обучаемых.
Для реализации поставленных задач при выборе текстов для изучающего чтения мы обязаны ориентироваться на следующие этапы:
1) семантизация новых языковых реалий, лексико-грамматических явлений (подготовительная цель изучающего чтения) для 2) извлечения и осмысления полной информации текста посредством вычленения главной, второстепенной, вспомогательной, дополнительной информации (основная цель изучающего чтения), 3) ее реализации и интерпретации в речи (конечная цель изучающего чтения), включающей оценку прочитанного, дискуссию по актуальным темам текста.
Как уже отмечалось, сегодня достаточно широк выбор художественных текстов для изучающего чтения среднего и особенно продвинутого уровня. При выборе же текста для чтения базового уровня преподаватель сталкивается с тем, что зачастую сам текст соответствует и критерию коммуникативно-познавательной ценности, и воспитательной задаче, имеет также обширные страноведческие реалии, однако лексико-грамматический уровень не соответствует этапу обучения, поскольку слишком высок, и тогда текст требует адаптации и компрессии, что сделать достаточно сложно, сохранив самобытность языковых авторских средств, не исказив при этом самого авторского информационного пространства.
Поэтому поиск художественных текстов достаточно ограничен, но восполняется зачастую научно-популярными и публицистическими текстами, написанными более простым, с точки зрения выразительности, структурированным языком ...
читать далее #рки #постигаяазы_рки #уцря #методикарки #обучениерки #рки_методика #русскийязык